на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Розинский, Эдвард
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ


Примерно к десяти годам моего существования на белом свете я уже знал точно, что буду артистом. Абсолютно всё вело меня к этому. На всех вечеринках я непременно декламировал стихи и исполнял песни. На школьных утренниках с моим партнёром Осей Гольдштейном мы лихо танцевали бальные танцы - Польку, Краковяк, Па-де-грас. Однажды мне дали роль в школьном спектакле о русских мореплавателях ХIХ века. До сих пор помню реплику моего персонажа, русского офицера, о капитане Г.И. Невельском, "А Геннадий Иванович не своею выгодой озабочен. Исследуя здешний край, сударь, он великую пользу приносит народу..." 
Вскоре я записался в танцевальный кружок Дворца Пионеров, и так как мальчиков в кружке кроме меня не было, я стал солистом. Знаменитый тогда в Одессе балетмейстер А. Мангуби поставил танец "Травушка-Муравушка". В нем участвовало восемь девочек и один мальчик, то-есть я. Мы танцевали в сопровождении детского хора. Сначала выходили девочки, а когда хор пел, "Мальчик, ты мальчик молоденький, эх да раскудрявая головушка твоя..." это как раз был мой выход. 
Немого позже состоялась моя первая в жизни гастроль. Меня, в составе делегации г. Одессы, отправили на слёт пионеров Украины в город Кировоград, где я танцевал матросский танец "Яблочко" на городском стадионе в заключительном концерте участников слёта. 
К моменту окончания средней школы на мне, как говорила наша директриса, "держалась вся художественная самодеятельность" школы. Две мои неудачные попытки поступить в технический ВУЗ увенчались провалом, и у меня оставалось два варианта - идти в армию на три года или поступить хоть куда-нибудь. В Студклубе Одесского Университета мне обещали помочь с поступлением. Университету нужны были способные артисты, впрочем, так же, как и хорошие спортсмены. Посоветовали подавать на географический, потому что конкурс на этот факультет был самый маленький.  
Помощь в поступлении осуществлялась непосредственно заведующим Студенческим Клубом. Став студентом университета, я по сути, получил отличную возможность развивать свои артистические способности в дружном коллективе. Навыки и опыт, приобретённые мною в плодотворной атмосфере этой группы, можно вполне сравнить с обучением в театральной школе. Руководили коллективами лучшие творческие люди, которых только можно было найти в городе, а выбор тем и приёмов был практически свободным.
Дебютанту в искусстве такой расклад был очень кстати. Правда, в придачу на мне висел ещё географический факультет, где мне приходилось посещать занятия и даже сдавать экзамены и зачёты. Стипендия была мизерная, но без хороших оценок и её не давали. Так что в перерывах между репетициями в клубе и различными концертами по поводу и без, я заучивал сотни названий столиц государств, тысячи названий рек, озер и вершин. Запоминал высоты, глубины, численности населения. Я вызубривал количества зубных щёток, мыла и водки на души населения в различных странах мира и прочую муру, которая мне ни тогда, ни позднее, ни даже сейчас, короче, никогда не понадобилась. Особенно сейчас, когда вся эта информация может быть найдена в Интернете в течение секунд. Но так как стипендия всё же поддерживала, я учил все это и сдавал, учил и сдавал, учил и сдавал. 
Могу с уверенностью сказать, что результат был положительный - память они мне отшибли. А ну спросите, какими морями омывается СССР... не скажу! Но зато запомнились летние практики географического факультета. Одна была экскурсионная, пешком с рюкзаками и палатками мы обошли почти весь Крым. Это было здорово - незатейливая еда, приготовленная на костре, рассветы-закаты, новые места, амурные увлечения! Потом была геодезическая практика в Умани, во время которой, составляя карту сельской местности, я и мои друзья чуть не сожгли огромное поле пшеницы, выбрасывая окурки на землю. На следующий год была практика по экономической географии на Урале и Поволжье. В общем, побывал я с этой географией там, куда сам бы никогда не добрался. 
Но ещё более ценными для меня путешествиями были наши ежегодные поездки с концертами. Каждый год группа студентов Одесского Университета выезжала с большой концертной программой в гости в другой университет. В составе делегации обычно был хор, ансамбль танца, оркестр народных инструментов, вокально-инструментальный ансамбль и эстрадная группа. Таким образом я побывал за четыре года учёбы в Тбилиси, Риге, Вильнюсе и Ленинграде. Спасибо геофаку, запомнил названия этих городов. Для нас, участников самодеятельности эти поездки были настоящими праздниками. Новые места, новые знакомства и, что самое главное, возможность показать свои умения зрителям других мест и культур. Само собой разумеется, мы ждали этих поездок с нетерпением; тщательно готовили программу, придумывали специальные номера для предстоящей публики и культуры. А сама поездка на поезде с друзьями? Это же чистое развлечение. Не говоря уже о географических познаниях. 
Деканом географического факультета был тогда доцент Мищенко. За что он меня не любил, я не знал, но догадывался. А кроме этого, его беспокоило ещё и моя популярность как артиста самодеятельности. Очевидно догадывался, что география не являлась источником вдохновения для меня. Короче, у него было достаточно оснований меня ненавидеть. 
По случаю гастролей всем участникам приходилось пропускать примерно неделю занятий. Деканы всех факультетов оповещались особым письмом с приложением списка. Мой декан Мищенко всякий раз после такой поездки приказывал лишить меня стипендии за неявку на лекции. У других участников с нашего факультета стипендию не задерживали, а у меня да! 
После первого такого инцидента, я пошёл к декану и спросил, почему мне оказан такой почёт. Он сказал, "а потому что ты пропустил неделю занятий". Я возразил, что у меня есть уважительная причина. Он ответил, что я учусь на географическом факультете, а не танцевальном. Короче, пришлось идти по инстанции. Пожаловался Эдику Ч., тот пошёл к секретарю парторганизации, а тому пришлось звонить декану Мищенко и уговаривать его заплатил мне стипендию. В следующем году, история повторилась снова, только на этот раз я к декану не пошёл, а поймал в фойе парторга университета и сам пожаловался ему. И так повторялось все четыре года учёбы.
Наступало время выпускных экзаменов и самого рокового события для свежего специалиста - распределения на работу. Напоминаю тем, кто забыл, и объясняю тем, кто этого не знает - в совке в уплату за бесплатное образование каждый студент был обязан отработать минимум два года по распределению, то-есть там, куда партия пошлёт. Тех, кто отказывался, просто лишали диплома. Вот тут-то сводили счёты с теми, кто портил нервы. 
Вопрос решался таким образом - приходила разнарядка на требуемых специалистов, и составлялся список выпускников по убывающей сумме набранных баллов на выпускных экзаменах. Таким образом, прилежные студенты имели возможность выбора места будущей работы первыми. Мои шансы были очень скромные, так как учился я больше для стипендии, чем для профессии. Да и выбирать-то было не из чего. Нас всех распределяли учителями географии в средние школы. И какая разница, поехать в село Крутояривка, Белгородского района или в село Устиновка, Кировоградской области. Так вот почему мама настаивала на профессии инженера. По крайней мере в город какой-нибудь бы распределили.
На распределение я шёл с гордо поднятой головой, хотя и слегка взволнованный от предвкушаемого спектакля. Дело в том, что когда я закончил среднюю школу, директор предложила мне работу на пол-ставки преподавателем по внеклассным занятиям. Под моим руководством школа занимала первые места на городских смотрах художественной самодеятельности. Я совмещал эту работу с учёбой в университете все четыре года и, опять же, имел возможность заниматься любимым делом и совершенствоваться. Когда подошла пора распределения, моя заступница директриса и здесь нашла способ, как удержать меня в школе. Она сделала заявку на меня в ГорОНО (Отдел Народного Образования) на место преподавателя Географии и Астрономии.  
Спектакль распределения начался. Мои однокурсники заходили в аудиторию по одному и вскоре выходили оттуда с растерянными лицами и бумажкой в руках с названием села, в котором им предстояло провести минимум два года. Не скрою, некоторые выходили с радостной улыбкой на лице. Это были те, кому посчастливилось выбрать место работы всего в нескольких часах езды на попутной телеге от того села, в котором они родились и выросли.
Настала моя очередь. После меня оставалось всего несколько человек. Я зашел в аудиторию. За столом, покрытым зелёным сукном, сидела Комиссия по распределению, человек восемь. Все без исключения с умными лицами. Большинство из них я видел впервые. Во главе стола сидел мой "любимый" декан Мищенко. Увидев меня, он просто просиял. Такого выражения радости, связанного с моей персоной я прежде не видел. Он вежливо предложил мне присесть к столу и положил передо мной список запросов на преподавателей географии. "А це ж усе що залышылося", радостно сказал он. Я пробежал список сверху вниз и почувствовал лёгкую дрожь. Моей школы там не значилось. В этот момент, один из членов Комиссии (как оказалось потом представитель ГорОНО) заглянул в свои бумаги и переспросил, "Это вы Розинский? Эдуард Аркадьевич? Так на вас тут заявочка из школы ?39 города Одессы". Со словами "поздравляю с окончанием", он передал мне листок, на котором все было официальным языком написано, и заверено необходимыми подписями и печатями.
Честно говоря, мне в тот момент было совестно увидеть реакцию моего любимого декана. Вспомнив его прошлые выражения отеческой заботы о моем благополучии, я пересилил свои чувства и посмотрел ему прямо в глаза. Трудно описать это, но сказать просто, что лицо его выражало растерянность, было бы большим упрощением. Это была смесь ненависти с неверием в происходящее, с примесью иронии и разочарования в системе, в которую он так свято верил всю свою жизнь. При этом он несколько раз повторил, "Як же ж так, як же ж так?". Короче, чистый сюрреализм.

Вскоре началась моя карьера учителя географии, но я продолжал приходить на репетиции в университет, и в следующем году снова поехал в составе одесской команды КВН в Москву. Вся страна смотрела передачу состязания по телевидению, так как это была первая в истории КВН встреча между командами из разных городов. И мы, одесситы, эту встречу выиграли. Надеюсь, мой бывший антисемит декан её тоже смотрел. На этот раз ему уже не надо было волноваться по поводу моей стипендии.


 
 

Розинский, Эдвард
№237 May 2024

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.