на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Изоляционисты - начиная с Джорджа Вашингтона
(АМЕРИКА: от и до)

"США и Республиканская партия избежали политической катастрофы, когда Палата представителей одобрила военную помощь союзникам в Европе, на Ближнем Востоке и в Тихоокеанском регионе, - так начиналась опубликованная 22 апреля 2014 года редакционная статья в газете The Wall Street Journal о голосовании в нижней палате Конгресса по законопроекту о военной помощи Украине, Израилю и Тайваню. - Но, - продолжала газета, - нельзя упустить случая, чтобы обратить внимание на депутатов, голосовавших против американской помощи союзникам и против пополнения американских запасов оружия".
Кто эти депутаты? Ответ явствует из заголовка редакционной статьи: "Изоляционистская фракция Республиканской партии" ("The GOP Isolationist Caucus"). 
20 апреля были представлены на голосование несколько законопроектов - каждый о помощи конкретной стране. Среди 435 депутатов нижней палаты нашлись 13, голосовавших против помощи и Украине, и Израилю, и Тайваню. Это были республиканцы. Против помощи Украине голосовали 112 депутатов - все как один республиканцы. Против помощи Тайваню голосовали 34 - все как один республиканцы. Правда, среди 58 голосовавших против помощи Израилю большинство были демократы, и компанию им составила "чертова дюжина" республиканцев.
Нельзя, на мой взгляд, не согласиться с авторами редакционной статьи в The Journal: если бы голосование было негативным - большинство "против", - это была бы политическая катастрофа и для нашей страны, и для Республиканской партии. Наши союзники убедились бы: в военных конфликтах нельзя полагаться на американскую помощь. Наши враги не скрывали бы удовлетворения. Республиканская партия пожинала бы плоды негативного голосования на предстоящих в ноябре выборах. Можно, впрочем, не сомневаться, что в набирающей скорость предвыборной кампании демократы не раз и не два используют "нет" 112 республиканцев, чтобы убедить избирателей в том, что Республиканская партия - негодный инструмент для защиты интересов страны на международной арене.
Перед голосованием председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей республиканец из Техаса Майкл Маккол призвал депутатов поддержать законопроекты: "Мир наблюдает. Наши противники наблюдают. История будет судить нас по нашим сегодняшним действиям. Пока мы занимаемся обсуждением, задайте себе вопрос: кто я - Чемберлен или Черчилль?"
Перед депутатами был выбор. Можно последовать примеру английского премьер-министра Чемберлена и французского премьер-министра Даладье удовлетворить в сентябре 1938 года в Мюнхене требование канцлера Германии Гитлера и премьер-министра Италии Муссолини об отторжении от Чехословакии Судетской области. "Мюнхенский сговор" - умиротворение Гитлера - развязал фюреру руки, дал ему понять: в случае войны с Англией и Францией можно не считаться. 
"Мы потерпели поражение, не начав войны, и теперь последствия этого поражения будут долго давать о себе знать, ибо мы пересекли судьбоносный рубеж истории, за которым все былое равновесие сил в Европе оказалось непоправимо нарушено, а в адрес западных демократий прозвучал жуткий приговор: ?Ты взвешен на весах и найден очень легким"", - такой была реакция Черчилля на попытку Чемберлена и Даладье умиротворить Гитлера.
В сентябре 1939 года, через несколько дней после нападения Германии на Польшу, Великобритания вступила в войну, Черчилль занял пост премьер-министра. "Мне нечего предложить (британцам), кроме крови, тяжкого труда, слёз и пота", - обратился он к нации, давая понять: Британия не сложит оружия и победит.
Ныне, восемь с лишним десятилетий спустя, выявились депутаты Конгресса, готовые умиротворить фашистский режим Путина, режим мусульманских экстремистов в Иране и коммунистический Китай, угрожающий независимости Тайваня. Этому не надо удивляться - в Соединенных Штатах всегда находились люди, убежденные, что не следует вмешиваться в военные конфликты. Они считали: нам следует самоизолироваться от ненаших войн. Нас не трогают? Так и нам не следует трогать... Первым это провозгласил Джордж Вашингтон.
Учебники американской истории обязательно цитируют заявление президента Вашингтона об отставке, в котором он предостерегает Соединенные Штаты от вступления в "перманентные союзы" с зарубежными странами. Вашингтон советовал "расширять торговые отношения с как можно меньшими политическими связями". Соединенные Штаты уже связали себя определенными обязательствами. "На этом следует остановиться", - подчеркнул Вашингтон. 
"В последующие сто лет изоляционизм оставался характерной особенностью американской внешней политики", - писал о результате политического завещания первого президента Уильям Де Грегорио в книге-справочнике "Полная книга о президентах США" ("The Complete Book of U.S. Presidents"). И к такому же выводу приходят сотни других историков. Абсолютное большинство историков. Есть, однако, и инакомыслящие, убежденные, что приемники Вашингтона не последовали его совету. Так, в частности, считает политический комментатор Патрик Бьюкенен - один из самых убежденных изоляционистов последних десятилетий. В книге "Республика, а не империя" ("A Republic, not a Empire") Бьюкенен перелистывает страницы истории, уверяя читателя: США не были в XIX веке изоляционистской страной. Он напоминает: 
Джон АДАМС (2-й президент) вел на море необъявленную войну с Францией; 
Томас ДЖЕФФЕРСОН (3-й президент) удвоил территорию страны, заключив с Францией сделку на покупку Луизианской территории - громадного региона между Миссисипи и Скалистыми горами;
Джеймс МЭДИСОН (4-й президент) захватил у Испании западную Флориду, втянул страну в войну с Британской империей и направил армию в Канаду;
Джеймс МОНРО (5-й президент) предупредил европейские страны против дальнейшей колонизации Западного полушария (Доктрина Монро);
Джон ТАЙЛЕР (10-й президент) аннексировал Техас;
Джеймс ПОЛК (11-й президент) вторгся в Мексику и захватил ее северную часть, включая Калифорнию;
Миллард ФИЛЛМОР (13-й президент) направил в Японию военно-морскую эскадру коммодора Мэтью Перри, который заставил власти Японии открыть торговлю с Соединенными Штатами;
Франклин ПИРС (14-й президент) приобрел у Мексики громадную территорию (ныне юг Аризоны и Нью-Мексико), убеждал Сенат аннексировать Гавайские острова и пытался аннексировать Кубу;
Джеймс БЬЮКЕНЕН (15-й президент) победил на выборах благодаря тому, что обещал избирателям аннексировать Кубу;
Улисс ГРАНТ (18-й президент) пытался аннексировать Доминиканскую Республику, грозил войной Испании;
Уильям МАККИНЛИ (25-й президент) объявил войну Испании, направил войска на Кубу, аннексировал Пуэрто-Рико, Гавайи, Гуам и Филиппины, направил войска в Пекин... 
Таков вкратце - пунктиром - внешнеполитический курс Соединенных Штатов в ХIХ столетии - по Бьюкенену. Автор спрашивает: если это изоляционистская политика, то что тогда значит не изоляционистская? 
Проанализировав приведенные Бьюкененом примеры будто бы не изоляционистской политики, убеждаешься, что большинство их взято из отношений США не с заморскими странами, а со странами Западного полушария. В дела далеких стран США не вмешивались. Покупка Джефферсоном у Франции Луизианы и торговый договор с Японией - мало убедительные примеры не изоляционистской политики. Только один факт из книги Бьюкенена - война 1898 года с Испанией - свидетельствует об отсутствии изоляционизма. Все остальные факты притянуты за уши к концепции о том, что американские президенты в XIX веке не были изоляционистами. Были. И еще какими! Только в 1863 году США удосужились впервые принять участие в международной конференции. Но это была не политическая конференция. В Брюсселе обсуждались вопросы статистики... Наступил ХХ век, и он дал как примеры активной роли США в международных делах, так и примеры изоляционизма.
Первый пример активной роли - посредничество президента Теодора Рузвельта в 1905 году в переговорах о мире между Японией и Россией. Рузвельту была присуждена Нобелевская премия мира.
Второй пример активной роли - вступление Соединенных Штатов в 1917 году в Мировую войну, начавшуюся тремя годами раньше. Война завершилась подписанием Версальского мирного договора в 1919 году, главный соавтор которого президент Вудро Вильсон получил Нобелевскую премию мира. Однако участие США в этой войне породило невиданное доселе в истории страны изоляционистское движение.
В 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, и мир заговорил о грядущей войне. Прошло всего-навсего полтора десятилетия со времени Мировой, в которой были мобилизованы 4 миллиона американцев, 53 тысячи были убиты и 202 тысячи ранены. Америка не желала посылать своих сыновей на очередную бойню. Голос миллионов американцев был услышан в Конгрессе. В 30-е годы Конгресс принял четыре закона о нейтралитете - в 35-м, 36-м, 37-м и в 39-м.
Популярное мнение: законы принимались под давлением республиканцев. Популярного не смогли избежать авторы редакционной статьи в The Journal, с которой я начал эту заметку. Они сравнивают сегодняшних республиканцев-изоляционистов с "республиканцами 30-х годов". Но такое сравнение, мягко говоря, - искажение истины. В течение всех 30-х обе палаты Конгресса находились под контролем демократов. Кроме того, президентом был демократ Франклин Делано Рузвельт, и если бы его не удовлетворяли законы, одобренные однопартийцами и республиканцами, он легко отвергал бы их - накладывал вето. Но ФДР этого не делал. По ряду причин. Главным образом - внутриполитическим. Рузвельту требовалась поддержка избирателей на выборах в 1936 году, затем - на выборах в 1940-м. Вето на законы о нейтралитете могли отразиться на результатах выборов.
Вскоре после начала войны в Европе противники участия США в войне создали комитет "Америка прежде всего" (America First Committee). Среди более чем 800 тысяч членов Комитета были представители всех партий, всех слоев населения. Были два будущих президента - Джон Кеннеди и Джеральд Форд. Когда зимой 1940 года Рузвельт попросил Конгресс принять закон о ленд-лизе - для оказания помощи Британии в войне с Германией, Комитет был против. Однако события в Европе сказались на отношении американцев к войне. В начале февраля 1941 года опрос Института Гэллапа показал, что 54 процента американцев выступают за оказание военной помощи Британии. Это позволило Рузвельту провести закон о ленд-лизе. 
8 февраля билль одобрила Палата представителей, 8 марта одобрил Сенат, 11 марта президент подписал закон. Среди голосовавших "за" и "против" в обоих палатах были и демократы, и республиканцы. Но в той и другой палатах большинство демократов были "за", а большинство республиканцев - "против", чему не следует удивляться.  Президентом был демократ, и были республиканцы, которые руководствовались исключительно партийным противоречием. Но когда США в декабре 1941 года вступили в войну, партийные противоречия отошли на задний план. Американцы отвергли чемберленовскую политику - умиротворение врага. Тогда же самораспустился и комитет "Америка прежде всего". 
Вернемся в сегодня. Чем руководствовались 13 конгрессменов-республиканцев, голосовавших против помощи и Украине, и Израилю, и Тайваню? Только ли желанием перечить президенту-демократу Байдену, объявившему, что если Конгресс одобрит законы о военной помощи, он подпишет их? 
А чем руководствовались 112 республиканцев, голосовавших против помощи Украине? Да, Украина - далеко не совершенная демократия, страна с массой недостатков. Но эта страна противостоит агрессору - фашистской России, и следовало отбросить всякие сомнения в голосовании по закону о помощи. Нам не следует, конечно, исключать, что кто-то среди голосовавших против руководствовался симпатиями к режиму Путина. 
Нижняя палата Конгресса первой одобрила законы о военной помощи. Ее примеру последовала - во вторник, 23 апреля, - верхняя палата. Сенат одобрил весь пакет помощи одним голосованием: 79 - "за", 18 - "против". В меньшинстве оказались 15 республиканцев, 2 демократа и социалист Берни Сандерс. Он, еврей, голосовал против, не желая - о чем публично заявил - помогать Израилю, поскольку Израиль, по его словам, "блокирует американскую гуманитарную помощь палестинцам".
Законы о военной помощи приняты. Когда они будут запущены? Вопрос непростой. Закон о ленд-лизе для Украины был подписан президентом Байденом 9 мая 2022 года, но никогда не был задействован. 


 
 

Орлов, Алексей
№238 Jun 2024

 

Our Florida © Copyright 2025. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.