Возьмемся за руки, друзья!
(Чикагскому бард-клубу "Мидвест" 10 лет)
Это был настоящий праздник: день рождения с витиеватыми поздравлениями, изощренными подарками, дружескими восхвалениями, именинными тортами и неизменным Happy Birthday to Club. И по тому, что множественные свечи на них с восторгом задували дети, можно заключить, что бардовское движение, прибывшее в Америку вместе с нами, будет здесь жить-поживать еще долгие годы и прирастать новыми шедеврами. Что это движение стало настоящим мировоззрением для множества людей не только в уже не существующем СССР и теперешней России, но и очень далеко за их пределами, было подтверждено тем, что огромный зал спонтанно, в едином порыве встал и, как вечернюю молитву, произнес бессмертное окуджавское: Как вожделенно жаждет век Нащупать брешь у нас в цепочке, Возьмемся за руки, друзья, Возьмемся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке. И потом в течение нескольких часов в стенах синагоги Temple Chai звучали песни на русском языке в исполнении молодых и не очень молодых энтузиастов и целых коллективов, которые продемонстрировали свои таланты и преданность общим идеалам. Поздравляющими были друзья, поклонники и сочувствующие, которые сотрудничают, поют и участвуют в делах бард-клуба, а их немало. Это была сходка единомышленников, потому что и старые, известные и любимые, и новые, еще не опубликованные песни вызывали интерес и временами ностальгические чувства, что понятно и совсем не зазорно. В заключительной поздравительной части встречи два наших чикагских живых мэтра бардовской песни - гордость нашей общины Морис Синельников (Помните: "На далекой Амазонке не бывал я никогда"?) и Григорий Дикштейн ("Горячей и черной картошкой печеной") - исполнили свои недавно созданные произведения. А уж за столом в банкетном зале сцену и экран захватили действительные члены бард-клуба, чтобы от души попеть в благодарность тем, кто пришел, поздравил и поклонился своим музыкальным кумирам. Это был феерический фестиваль, смотр бардовских сил перед предстоящими этим летом музыкальными соревнованиями на природе у костра, которыми так славится наш бард-клуб "Мидвест" и на которые слетаются любители авторской песни из Чикаго и его пригородов, соседних штатов и дружественных стран. И здесь я отвлекусь на лирическое отступление и небольшой экскурс в историю авторской песни. Для меня критерием притягательности песни является ее искренность - сразу возникающее чувство, что она спета от души и для души. И уж потом - что она написана бардом или профессиональным композитором на стихи известного поэта. В такой песне должен быть высокий поэтический смысл, заставляющий человека мыслить. И талантливая авторская песня как никакая другая отвечает этому запросу ищущих людей. Предтеча авторской песни - городской романс 1930-х годов и "театр песни" Александра Вертинского. Ее основу составили студенческие и туристские песни, а символом ее романтического направления, олицетворяющего дух свободы и странствий, стала песня "Бригантина поднимает паруса", написанная Г. Лепским на стихи П. Когана в 1937 году. С этой песни в туризм вошло наше послевоенное поколение, с упоением распевающее у костра в зимнюю стужу "Лыжи у печки стоят" своего кумира, поэта и горнолыжника Юрия Визбора. Авторская песня была одной из форм самовыражения шестидесятников. Вслед за романтичными произведениями Б. Окуджавы ("Виноградную косточку в теплую землю зарою") появились бесстрашные, полные сарказма песни А. Галича ("Облака плывут, облака, в милый край плывут, в Колыму"), сатирические зарисовки Юлия Кима ("Разговор двух стукачей") и песенные миниатюры с беспощадным гротеском Владимира Высоцкого ("А мы живем в мертвящей пустоте"). Не про сегодняшний ли день России писал великий поэт? Все это было неприятно властям, особенно то, что "мальчишки" позволяют себе говорить, петь, кричать о страшных потерях Отечественной войны и ее античеловеческой сущности, о чем старательно замалчивалось. И авторскую песню начали запрещать, поносить, травить, а ее носителей - преследовать и высылать. Тогда и появилась та великая песня Булата Окуджавы "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке", в которой звучат горечь потерь и предательств, стремление сохранить свои идеалы и прозорливая тревога за будущее. Но распространению авторской песни уже никто не мог помешать! Движение клубов самодеятельной песни (КСП) началось в конце 60-х годов и было формой противостояния молодежи ненавистной партийной власти. В нем участвовало до пяти миллионов человек, и протекало оно в лесах и на полулегальных концертах. Один лишь Грушинский фестиваль на Волге на пике своей популярности в 2000 году собрал 210 тысяч человек. (Власти испугались и разделили его на две территории.) В 2013 году на юбилейном, сороковом Грушинском фестивале, председателем жюри которого был Александр Городницкий ("Атланты держат небо на каменных руках"), отметили его 80-летие. Тогда на мероприятии присутствовало около 57 тысяч участников, а из семи лауреатов трое были из Израиля и один из США. Вообще с распадом нерушимого Союза бардовское движение и авторская песня получили невиданный размах по всей планете. И мы тому свидетели у себя дома, в Чикаго. Как все это здесь начиналось и какова была главная цель нового сообщества, рассказал основатель чикагского бард-клуба "Мидвест" Алик Юхвидин: "Мы любили - и любим - авторскую песню. И наша главная цель - популяризировать ее как общенародное достояние. Сначала нас было 9, и мы решили организовать небольшой слет КСП в заповеднике Richard State Recreation Area соседнего штата Висконсин. Непредвиденным оказалось то, что после 11 часов вечера здесь нельзя было громко петь, чтобы не мешать другим отдыхающим. И тогда мы начали арендовать другой стейт-парк целиком, что способствовало расширению жизненного пространства нашего клуба. Мы осознали, что неправильно собираться вместе только тем, кто поет, и стали приглашать на наши трехдневные слеты своих друзей-знакомых и их семьи, чтобы они разделили с ними радость общения. Ведь, согласитесь, приятно слышать, как мальчишка поет на русском языке Высоцкого или Никитиных? Мы учредили премии по разным номинациям и после четырех слетов устраиваем зимой концерт лауреатов в зале с хорошей акустикой. Еще мы приглашаем и помогаем молодым авторам, живущим в США, Израиле и России, устраивать концерты в Чикаго: снимаем для них залы, предоставляем аппаратуру, распространяем рекламу. Сейчас в нашем клубе 15 постоянных членов, 10 из них поющие, в том числе квартет БМВЮ - Б. Борушек, М. Цейтлина, В. Андрианов и Ю. Бейдерман. У них разнообразный репертуар, исполняемый соло, дуэтом, трио и квартетом. Другие поющие: Г. Болдецкий, Е. Поляк, И. Поляченко, Е. Цейтлин, В. Гальперин и А. Иванченко - тоже выступают со своими песнями соло или в общих концертах. В нашем деле есть еще сложная техническая часть, без которой невозможно современное звучание и вообще музыкальное существование. А посему все по способностям и возможностям обеспечивают исправную работу звукоаппаратуры и ее доставку, а непоющие имеют еще и определенные обязанности: В. Каневский - фотокорреспондент; А. Мазур - видео и свет; Б. Концевой - информационная поддержка; И. Фридман - сцена. Я после семи лет передал руководство клубом творческому человеку Боре Борушку, оставив себе организационную часть и рекламу. Считаю нашим главным достижением объединение людей далеко за пределами клуба, создание дружеской и доверительной атмосферы". Действующий президент клуба Борис Борушек вместе со своей верной помощницей Мариной Цейтлиной лаконично отчитались о проделанной работе прямо на вечере: "Проведено 56 различных концертов авторской песни, 8 детских фестивалей и 5 концертов, посвященных Дню победы. В числе нескольких благотворительных концертов последний состоялся в помощь (на онкологическую операцию) талантливому автору Сереже Труханову, живущему в России и часто приезжавшему к нам в Чикаго, за что всем его участникам огромная благодарность. Мы собрали и передали его семье 2100 $. С большим успехом прошли 18 слетов КСП и концерты известных бардов, приезжающих к нам из других стран и городов". Бард-клуб "Мидвест" связывает давняя дружба с чикагской Творческой гостиной Welcome, где трижды прошли его выступления с колоссальным успехом и при аншлаге. На мой взгляд, сильной стороной этого коллектива является сохранение той тональности и тех традиций, которые были заложены отцами-бардами в далекие 60-е: служение высоким идеалам свободы и братства, что как магнитом притягивает талантливых людей, не зомбированных безудержной российской пропагандой. Приведу посвященные отцу стихи "с русским акцентом" Эда Призанта: По Чикаго несется такси, Еду я неизвестно куда. Я курить у таксиста спросил, Разговорчик зашел, как всегда. Русский дядька, в отставке майор, Я спросил: "Как попал в США?" Он в ответ мне: "Какой разговор? Дочка выросла и увезла!" Много лет, как жену потерял, - Не сошлись в суете городской. Дочку замуж за парня отдал, Ну а парень был с 5-й графой! А потом за границу отъезд, На вокзале он их провожал, Люди едут с насиженных мест, Он тогда это не понимал. Через год вдруг письмо про развод И про то, что ей надо помочь, И хоть Родина гнала вперед, Но в Америке все-таки дочь. У нее тут дите и долги, У него там всего лишь... страна! Он уехал назло всем другим, Кто сказал, что важнее она. Жизнь получилась несладкой, Целый день ему колесить, Бывшему майору в отставке, А теперь герою такси. Вроде и дела идут гладко, Только колет сердце внутри, Бывшего героя в отставке, А теперь бойца "три-ноль-три". В 2013 году на концерте лауреатов бард-клубовских слетов в Творческой гостиной Welcome Александр Спевак, получив приз за злободневность, исполнил свою песню, которая сегодня звучит еще более актуально, в том числе и в благословенной Америке: А их вожди не спят - У них народ в сердцах, Охрана во дворцах, Чтоб не ушли в народ. А Сам не стар еще, Кричит: "Товарищи! Наш паровоз Летит вперед!.." Давай, давай, толпа, Не унывай, толпа, И голосуй, толпа, За прошлогодний снег... В такой гражданственности, полагаю, и заключается высокая цель, призвание и признание народом авторской песни и ее исполнителей. В заключение беседуем с президентом клуба Борисом Борушком. - Боря, как часто вы собираетесь вместе? - Все участники нашего клуба люди работающие (и платящие налоги), поэтому собираемся клубом, когда готовим тематические концерты или репетируем общие песни. - Какие темы вы поднимаете и кто пишет сценарии ваших выступлений? - Темы самые разнообразные: любовь, дружба, дети - наша жизнь. Каждый год на 9 мая мы выступаем с программой песен военных лет. Дважды в год проводим вечер памяти Владимира Высоцкого у камня Высоцкого в Эванстоне и уже второй раз вечер, посвященный недавно ушедшему от нас замечательному барду Виктору Берковскому ("Под музыку Вивальди"). Тематические концерты обычно готовят добровольцы, а слеты - мы с Андреем Иванченко (пятничная программа "В гостях у дядюшки Эндрью", гитара по кругу), помогают все. Так родились названия прошлых слетов: "Ковбойский", "Гусарский", "Пиратский", "Урок географии", "Медицина бессильна", "Да, это вам не Рио-де-Жанейро!". В этом году будет "Спортивный слет". - Когда и где проходят сейчас ваши слеты КСП? - Обычно летом и осенью в заповеднике Kettle Moraine State Forest штата Висконсин, что примерно в часе езды от Чикаго. - И много народа собирается? - Рекордная цифра - 725 человек, а в среднем примерно 400 вместе с детьми. Здесь нет большого открытого пространства, как, например, в Нью-Йорке. Есть одна большая поляна для общего сбора и 8 полян поменьше, на 40 человек, где располагаются палатки со своими локальными кострами и сценами. Устраиваем конкурсы и соревнования между полянами, каждая из которых берет себе громкое название: "РоМашка", "Прачечная", "Матросская тишина", "У Идочки", "ЕдЕкватная" и "НеЕдЕкватная" - последняя для гостей, чтобы чувствовали себя как дома. - И кто же в гости к вам? - Такие же энтузиасты, как мы. Отовсюду: Канада, Израиль, Россия и 17 штатов Америки - все соседние, средней дальности и самый далекий Техас. Мы тоже бываем на слетах-побратимах в Милуоки, Нью-Йорке и канадском Торонто. - Есть какие-то особенности у вашего бард-клуба? - Есть. В США только у нас проводятся тематические слеты. А я в качестве ведущего наших концертов объявляю очередного участника в стихах, с воссозданием его образа... Думаю, в тот вечер не одна я вспомнила свою молодость, туристские тропы, песни и споры у костра, жгучее желание сделать в жизни что-то большое, светлое. Подумалось, что эти одухотворенные и целеустремленные ребята скромно делают свое великое дело просвещения в Америке. И мое чувство глубокой им благодарности само вылилось в посвященные им поэтические строчки: Твори добро, не думай о наградах! Не в деньгах счастье, как сказал поэт. Его не получить на баррикадах, Лишь жизнь свою отдашь во цвете лет. Но мы не мусульмане, мы - другие, Нам жизнь дана на радость и добро, На созидание, любовь и дружбу, На материнство, доброе вино... Будь просто очень честным и любимым, О нашем ближнем тоже не забудь. Пусть хвалят и клянут тебя другие, А без наград вольнее дышит грудь. Слетайтесь, птицы певчие, на свой "Спортивный слет" и - главное - приводите своих детей-внуков, ведь хорошие традиции, как рукописи, не горят и не исчезают. Но их надо возделывать и вскармливать правдой. С родительской любовью. Фото Валерия Каневского
|