на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Рогожников, Валерий
Виноградная лоза


"Халтура" - вещь в инженерной геологии необходимая и негласно поощряется начальством. Зарплата у геолога невелика, командировочных на жизнь не хватает, на складе запчастей для буровых машин нет, а это значит, каждую субботу снимайся с объекта и иди "в люди". Еще неизвестно, что на том объекте построят, а татарам вода всегда нужна. Им жить надо, поднимать загубленную землю. 

Над окаменевшей под крымским солнцем красновато-бурой землей в раскалённом воздухе плывут, зажатые в ладонях, две изогнутые медные проволочки. Сейчас в этом мире есть только они и тонкие струйки воды, пробирающиеся по трещинам к Черному морю. Необходимо перехватить эту воду и поднять наверх в сухую пыльную долину.

Мне сейчас всё равно: медные это проволочки или ореховый прутик. Важно суметь забыть обо всём, что может отвлечь от главного сегодня. Сейчас. Поднять в душе неведомые силы, направить их в ладони, сжимающие медные "рамки" и найти истину. И воду... 

Летать я начал ещё в детстве. Залез как-то на тополь и устроился на ветке помечтать. Была у меня такая блажь. Ветерок ласковый, солнышко весеннее, листочки только начали прорезаться. И в школу завтра не идти - весенние каникулы. Благодать!

И вдруг чувствую - лечу! Нет, не с ветки на землю, а над нашим посёлком в сторону прудов. Хорошо лечу, высоко, не торопясь. Внизу подо мной перелесок какой-то, дорога и телега с почерневшей за зиму соломой. Собачка лает. На меня. Догоняю клин журавлей. Летят на север, перекликаются. Ну и я им что-то кричу, а они к себе приглашают, лети, мол, с нами! Я, было, пристроился в стаю, а тут мать обедать зовёт. Пришлось с дерева слазить. В те времена к еде относились почтительно. 

За работу я и мои буровики получим кое-какие деньги, а хозяин, татарин Миша, сможет полить привезенную из Ферганы лозу. Когда-то в товарном вагоне такую же лозу увез из Крыма в Среднюю Азию дед Миши, отливая черным корням треть своей воды.

Суббота пошла на убыль. Рамки ничего приличного не показывали, разве только слегка увлажненную зону, а необходима хорошая, обильная жила.

- Здесь колодец был, - горячится Миша, - дед умирал, рассказывал. Пятьдесят шагов на восток от угла дома. Где-то здесь. Или здесь...

Миша в сотый раз меряет шагами участок. Из-под навеса фанерного сарайчика, крытого горбылем, протирая в который раз помятое медное блюдо, за нами наблюдает мать хозяина - пожилая женщина в чёрном длинном платье и с покрытой по мусульманскому обычаю головой. Когда ее увозили из Крыма, она была совсем ребенком, и помочь нам своими воспоминаниями не могла.

Из Ферганы Миша тоже не по своей воле уехал. Как-то вечером зашел к нему сосед узбек, принес пачку денег и сказал:

- Уезжай, друг. Оставаться тебе здесь нельзя. Сожжём. 

Воду искать меня один старик учил. За бесплатно:

- У тебя должно получаться, - говорил, - глаз у тебя хороший и характер птичий. Научишься сквозь землю видеть - цены тебе не будет. Только денег за это не бери.

Глаза у меня в ту пору и вправду были хороши. Бабы млели. А сквозь землю я научился только с годами  видеть. Видно, мало красивых глаз, надо ещё что-то иметь за душой и железу какую-то в голове. Говорят, она птицам и нам со времён динозавров осталась. Чтобы изгибы магнитных силовых линий Земли чувствовать и не блуждать. Только вот забыли мы как ею пользоваться. Я вспомнил. Может, лучевая доза, заработанная под Чернобылем, помогла? Или что другое? Бог его знает.

Взлеталось на этот раз тяжело. Стартовать со скалы или с дерева проще. Расправил крылья, нырнул, а восходящий поток тебя подхватил. Вот и все дела. А здесь ровная площадка, очень жарко, да и возраст сказывается. Для хозяина и бурмастера я меряю шагами окрестности, слежу за вращением рамок, что-то пишу в записной книжке и на выгоревшей земле черчу сапогом стрелки. А на самом деле, парю на километровой высоте и всматриваюсь в рельеф. Заломило в висках, глаза налились болью. Хряпнешься ты, Валера, когда-нибудь с такой высоты на пыльную дорогу, запрут тебя в комнате с мягкими стенами, седой доктор будет листать твои дневники и тяжело вздыхать: "Не сдюжил парень".

Устал. Опускаю рамки, присаживаюсь на серовато-желтый блок ракушечника и прикрываю веки. Вода на участке есть, но не там, где хотелось бы Мише. Не около дома, не на огороде, а ближе к долине реки, метрах в пяти от старой богатой шелковицы. Только там или нигде. Именно там рамки вращаются так, что приходится притормаживать их легким сжатием ладоней.

- Будем бурить, Миша, и давай начнем сейчас, а то до темноты не успеем.

- А может, ещё поищешь? Далековато от дома. Я заплачу!

- Я за это денег не беру, а вот за бурение придется доплатить. До воды метров двадцать и грунт хреновый.

- Воду будет тяжело к дому таскать. Там метра на три ниже двора.

- Мы в скважине над землёй кусок трубы оставим, привезешь щебня и поднимешь площадку до уровня двора. На базаре купишь насос "Малыш" для скважин, он тебе воду поднимет, дальше она самотеком пойдет. Жаль только шелковицу - засохнет дерево, если ствол присыплешь.

- Не засохнет. Я стенку построю. Хорошее дерево! Ему рано умирать.

- Тогда с богом и начнем.

Командую скучающему около буровой машины мастеру:

- Трохим, заводи!

Бодро затрещал пускатель. Взревел, пыхнул чёрным дымом и ровно замолотил дизель, поднялась ажурная семиметровая мачта нашей буровой установки, и начались мучения. Кто занимался бурением, тот знает, что нет более трудного грунта, чем глина с галькой и валунами. Установку качает, как на волнах. Временами кажется, что металл не выдержит и штанги из твердой буровой стали лопнут, а обломки полетят в горизонт, калеча всё вокруг. Бурмастер вцепился в рычаги поседевшими от пыли руками и кроет матом всё и всех. Мы с помбуром таскаем штанги и шнеки, отгребаем выработанный грунт лопатой и выслушиваем от мастера все, что положено в таких случаях. Сейчас начальник тот, кто за рычагами.

К закату доводим скважину до воды, обсаживаем трубами и чистим желонкой от шлама. Пробую на вкус, вода хорошая, правда, карбонатов много, но это в Крыму почти везде. Отмывшись и переодевшись в чистое, идем к столу принять по триста грамм, "чтобы вода не ушла".

- Через три года ты эту землю не узнаешь. Здесь все будет: вишня, виноград, персики. Обязательно приезжай! Самым дорогим гостем будешь, - уговаривает меня слегка захмелевший Миша.

Я соглашаюсь. Всегда соглашаюсь, но никогда не приезжаю. Вода в скважине есть, деньги в кармане, сейчас допьем, доедим, что Аллах послал, и разойдемся навсегда. Не стоит возвращаться в прошлое - настоящее покажется тусклым, а будущее страшным.

Я полжизни отработал в инженерной геологии. Были времена, когда большие объекты приводили меня в восторг. Со своими буровыми бригадами я шел впереди, разведчик огромной армии строителей атомных электростанций и гигантских химических комбинатов. Но годы идут, и иногда мне кажется, единственное, что я сделал вечного, - это украдкой пробуренные скважины в огородах у людей, и десяток-другой сказок для бродяг-друзей, написанных между делом. Может быть, это и есть моя виноградная лоза? Хватит ли мне этого, чтобы не краснеть перед внуками?

Грузим буровое железо на прицеп, завожу машину, и поправляю на зеркале брелок - человек, распятый на руле автомобиля. Подходит к кабине мать хозяина с бумажным пакетом:

- Возьми пирожков к чаю, храни тебя Аллах, - бросила взгляд на мой оберег, - и Большая дорога.

Принимаю пирожки, благодарю женщину и выруливаю со двора на дорогу, а там Миша уже ловит левый самосвал. Мише мы уже не нужны, ему щебень и бут нужен.

 


 
 

Рогожников, Валерий
№134 Aug 2015

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.