на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Быть ли штатом федеральному округу Колумбия?


АМЕРИКА: от и до


             В пятницу, 26 июня, контролируемая демократами Палата представителей поддержала законопроект о предоставлении федеральному округу Колумбия статуса штата. Законопроект был одобрен исключительно голосами демократов, только один осмелился голосовать против. Но против были все, как один, республиканцы. Митч Макконнелл, лидер фракции республиканцев в Сенате, объявил, что верхняя палата даже не будет рассматривать одобренный нижней палатой законопроект. Однако нетрудно предсказать ход событий, если в результате предстоящих выборов демократы получат большинство мест и в Сенате. Законопроект о предоставлении статуса штата федеральному округу Колумбия будет одобрен. Наложит ли президент вето на законопроект? Читатель знает ответ: Дональд Трамп отвергнет законопроект, а демократ - кто бы им ни был - одобрит. Но это вовсе не значит, что федеральный округ Колумбия станет 51-м штатом.

             Конгрессу принадлежит право принимать в состав США новые штаты, но это право не распространяется на федеральный округ Колумбия. Чтобы округ стал штатом, недостаточно закона, одобренного Конгрессом простым большинством голосов.  Требуется внести поправку в Конституцию. Поправка же должна быть одобрена, во-первых, абсолютным большинством голосов (две трети) каждой из палат Конгресса, и, во-вторых, легислатурами, как минимум, 38 штатов (три четверти от общего числа). Когда - и если - демократы превратят нашу страну в однопартийную, федеральный округ Колумбия сможет стать штатом. Однако ныне демократы могут об этом лишь мечтать. Но почему бы не помечтать о новом штате, который даст им еще два мандата в Сенате?

             Сегодня у федерального округа нет депутатов в верхней плате, а у одного депутата в нижней палате нет права голоса. Между тем, жители округа исправно платят местные и федеральные налоги, и их политические руководители - мэр и депутаты горсовета - не упускают случая напомнить о вошедшем в историю Американской революции лозунге "Нет налогам без представительства!" (No Тaxation Without Representation). Это была одна из главных претензий жителей североамериканских колоний к королевской власти. Федеральный округа Колумбия налоги платит, но представителей во власти не имеет. Несправедливо? Нет, справедливо! Потому что это - особое место в стране. Округ - всего лишь, как записано в Конституции (Первая статья, 8-й раздел), "место пребывания правительства Соединенных Штатов".

              Записано это было в 1787 году в Конституции, когда округа, которому надлежало стать местом для столицы страны, еще не существовало и никто не знал, где, он будет находиться. Место для округа было определено только три года спустя - в 1790-м - в ходе тайных переговоров министра финансов Александра Гамильтона и конгрессмена Джеймса Мэдисона при посредничестве и участии государственного секретаря Томаса Джефферсона, который через два года поведал о тайной встрече-"обеде", как он назвал встречу, проходившую в его нью-йоркском доме.

             В тот год правительство США - исполнительная власть, законодательная, судебная - располагалось в Нью-Йорке, временной столице страны. И Нью-Йорк был не первой временной. После провозглашения независимости в июле 1776 года и до июня 1783-го столицей была Филадельфия, и быть бы этому городу постоянной столицей, если бы не событие, вошедшее в историю как Пенсильванский бунт (Pennsylvania Mutiny). Бунт устроили солдаты, не получавшие зарплату в течение многих месяцев. Утром 20 июня несколько сот бунтарей собралось у дома, где заседали депутаты Конгресса (однопалатного в то время), и объявили, что никого не выпустят, пока не будет решен вопрос о выплате причитающихся им денег. Александр Гамильтон, депутат из Нью-Йорка, обратился за помощью к правительству Пенсильвании (Pennsylvania Council). Переговоры с властями были бесплодными. Оказавшихся в заточении депутатов Конгресса спас находившийся вне Филадельфии президент Джордж Вашингтон. 24 июня он направил в город полторы тысячи солдат. Бунт был подавлен, организаторы арестованы. Однако депутаты Конгресса сочли за благо покинуть Филадельфию. Сессия Конгресса завершилась в Принстоне (Нью-Джерси). В ноябре того же год столицей стал Аннаполис (Мэриленд), в ноябре следующего - 1784-го - столица переехала в Трентон (Нью-Джерси) и, наконец, в январе 1785-го обосновалась в Нью-Йорк-Сити... Когда в мае 1787 году в Филадельфии собрался Конституционный конвент, никто из собравшихся не рассматривал этот город как будущую столицу, что и нашло отражение в Конституции - создание специального "округа (не превышающего по площади десяти квадратных миль), который... станет местом пребывания правительства Соединенных Штатов".

             Решение об округе для столицы страны было принято в 1787 году и... начались споры, где быть округу. Северяне хотели видеть столицу на cевере, южане - на юге. На состоявшейся 20 июня 1790 году тайной встрече - "обеде" - Гамильтона и Мэдисона было решено: на юге.

             В это время уже полным ходом шла межпартийная война. Хотя Конституция не предусматривала создание политических партий, две партии родились едва ли не одновременно с рождением первого - согласно Конституции - правительства, в первые месяцы 1789 года. Федералистам, ратовавшим за сильное центральное правительство, противостояли антифедералисты-республиканцы, выступавшие за вольницу для штатов. Лидерами первых были президент Джордж Вашингтон и министр финансов Александр Гамильтон; лидерами вторых - государственный секретарь Томас Джефферсон и конгрессмен Джеймс Мэдисон. Противостояние федералистов и антифедералистов достигло апогея при обсуждении в Конгрессе поздней весной 1790 года вопроса о выплате штатами долгов, образовавшихся во время Войны за независимость. Согласно плану, предложенному министром финансов Гамильтоном, федеральное правительство освобождало все штаты от выплаты долга, брало на себя долги всех штатов и предоставляло затем возможность каждому штату постепенного возвращения денег в госказну.

              Северные штаты встретили предложение Гамильтона на ура. Их общий долг достиг астрономической по тем временам цифры - 21,5 миллиона долларов. Они не имели ничего против того, чтобы долги выплачивало федеральное правительство. Южные штаты были категорически против плана. Громче других протестовали законодатели Вирджинии - штата, который расплатился с военным долгом. Протестовавших возглавлял Мэдисон. Он считал, что план Гамильтона предоставит федеральному правительству почти неограниченную власть, и поэтому был против. Гамильтон не сомневался: если удастся переубедить Мэдисона, значит, в Палате представителей будет убран барьер на пути его плана. Что же касается Мэдисона, то он был готов согласиться с Гамильтоном, но при условии: министр финансов поддержит просьбу южных штатов о создании округа для федерального правительства на юге. За "обедом" в резиденции вирджинца Джефферсона стороны ударили по рукам.

             "Компромисс 1790 года" (The Compromise of 1790), как назвали соглашение Гамильтона и Мэдисона, послужил основой для принятого Конгрессом в июле того же 1790 года Закона о резиденции (The Residence Act). Закон предоставлял президенту Вашингтону право лично выбрать место для будущей столицы. Он выбрал место на юге - на берегу реки Потомак, поскольку полагал, что после строительства Потомакского канала река Потомак станет важным водным путем, который соединит столицу с внутренними районами страны. Для создания округа южные штаты Вирджиния и Мэриленд поступились частью своей земли.

             Закон о резиденции не мог быть принят в Палате представителей без поддержки депутатов Пенсильвании. Чтобы заручиться их голосами, Гамильтон предложил перевести временную столицу из Нью-Йорка в Филадельфию. Пенсильванцы голосовали за, и в следующие десять лет федеральное правительство и иностранные посольства размещались в городе, где в 1776 году была провозглашена независимость и в 1787 году принята Конституция... В феврале 1801 года федеральный округ получил - решением Конгресса - название: Колумбия. Еще раньше было решено назвать столицу именем первого президента США.

          В ранние годы существования Вашингтон мало напоминал столицу. Это была деревушка, затем - небольшой городок. Вскоре после Гражданской войны население превысило 100 тысяч. В 80-е годы достигло 200 тысяч. В 1888 году сенатор-республиканец из Нью-Гэмпшира Генри Блэр предложил внести в Конституцию поправку, которая гарантирует федеральному округу Колумбия право участвовать в президентских выборах. Конгресс отверг предложение. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы об избирательном праве жителей столицы заговорили вновь. Инициатива принадлежала Теодору Нойесу, многолетнему редактору газеты Washington Evening Star. В 30-е годы ХХ века он опубликовал множество статей в поддержку участия жителей столицы в президентских выборах. Нойес создал Объединенный гражданский комитет по национальному представительству округа Колумбия (Citizens' Joint Сommittee on National Representation for the District of Сolumbia). Он скончался в 1946 году, но комитет продолжал свою деятельность. В 50-е годы это была уже борьба и за гражданские права. Борьба увенчалась успехом. В 1959 году сенатор-демократ из Теннесси Эстес Кефовер предложил предоставить федеральному округу Колумбия право участвовать в президентских выборах. Предложение переросло в законопроект о поправке к Конституции. В 1960 году в ходе президентской избирательной кампании законопроект, уже одобренный Палатой представителей и Сенатом, поддержали кандидаты на пост президента - демократ Джон Кеннеди и республиканец Ричард Никсон. Поправка - 23-я по счету - вошла в силу 29 марта 1961 года, когда ее одобрил Огайо, ставший 38-м штатом, голосовавшим за.

           Поправка провозглашает: "Округ, являющийся местом пребывания правительства Соединенных Штатов, назначает в порядке, установленном Конгрессом, столько выборщиков президента и вице-президента, сколько сенаторов и представителей округ мог бы избрать, если бы был штатом, но ни в коем случае не больше, чем наименее населенный штат..."

          Наименее населенные штаты были представлены в коллегии выборщиков тремя выборщиками (2 сенатора плюс один конгрессмен), и федеральный округ Колумбия получил право иметь трех выборщиков. В 1964 году три выборщика от округа впервые участвовали в выборах президента и в Конгрессе вновь заговорили о статусе штата. Министр юстиции Роберт Кеннеди был в числе тех, кто выступал против. Он не сомневался, что федеральное правительство не должно находиться в каком-либо месте, где правит кто-то другой.

          "Совершенно необходимо иметь правительство, которое не подлежит юрисдикции или контролю какого-либо штата", - писал Кеннеди. Он предполагал - и оказался провидцем, - что сторонники превращения округа в штат посчитают нужным предоставить правительству какую-то часть территории этого штата. Что и предусматривает резолюция, одобренная 26 июня Палатой представителей. "Небольшой федеральный анклав, - писал Кеннеди 56 лет назад, - явно не соответствует идее "места пребывания правительства" с точки зрения отцов-основателей"".

          Сегодняшних революционеров-демократов, прогрессистов, либералов, социалистов, марксистов вряд ли вообще волнуют "идеи", которыми руководствовались основатели Соединенных Штатов. Разрушители страны, они в грош не ставят тех, кто ее создавал, ибо все создатели были белыми, а некоторые - рабовладельцами, как Вашингтон, Джефферсон и Мэдисон. Но разрушителям придется - по крайней мере на первых порах - руководствоваться Конституцией, и чтобы превратить федеральный округ Колумбия в штат, им следует принять новую поправку к Конституции, которая отменит 23-ю поправку. А это дело не только хлопотное, но вряд ли осуществимое в ближайшие годы.

          Экскурс в историю я не могу не закончить реакцией революционной общественности на вышедший недавно музыкальный фильм "Гамильтон", воспроизводящий мюзикл, который дебютировал на Бродвее в 2015 году, завоевал бесчисленное количество всевозможных наград и заслужил похвалу самого (!) президента Барака Обамы. Но с тех пор Америка изменилась. Что было хорошо вчера, ныне предается анафеме. Создателя "Гамильтона" Лин-Мануэля Миранду возносили в 2015-м до небес. Сегодня его критикуют (слишком мягкое слово) за прославление белых рабовладельцев (среди исполнителей в мюзикле и фильме нет ни одного белого). Гамильтон рабовладельцем не был, но он посмел жениться на Элизабет Скайлер - дочери Филипа Скайлера, одного из крупнейших в штате Нью-Йорк рабовладельцев (в Олбани, столице штата, в прошлом месяце снесли статую Скайлера, бывшего генералом в Войне за независимость). И Гамильтон, родившийся у матери-одиночки, росший в нищете, виноват еще и в том, что его обучение в Нью-Йорке в Королевском колледже (ныне - Колумбийский университет) оплачивали - о, ужас! - состоятельные белые американцы. Реакция на критику господина Миранды? Он и продюсер фильма Джеффри Селлер признали себя виновными за неучастие в протестах в связи со смертью Джорджа Флойда.

          В мюзикле и фильме звучит песня "Комната, где это случилось" ("The Room Where It Happens"). Эта комната - место "обеда" Гамильтона, Мэдисона и Джефферсона. Не будь исторического "обеда", столица нашей страны могла бы находиться не на берегу Потомака, а в каком-то другом месте. В каком? Мы, читатель, можем только гадать...

 

 

            

            

 


 
 

Орлов, Алексей
№193 Sep 2020

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.