на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Что нам готовит наступивший год?
(АМЕРИКА: oт и до)


                 "Сначала мы завладеем Джорджией, затем изменим Америку", - объявил 7 ноября лидер демократов в Сенате Чак Шумер.

                 Два месяц спустя, 5 января, демократы "завладели Джорджией" и, добавив к Белому дому и Палате представителей главенство в Сенате, получили возможность приступить к "изменению Америки". Но им следует торопиться. С осуществлением намеченных перемен надо уложиться в наступивший год, 2021-й, ибо 2022-й - год выборов, которые не сулят триумфа правящей партии. История учит: правящую партию преследуют неудачи на промежуточных выборах в первый четырехлетний срок президента.

                 В 1992 году демократ Билл Клинтон выиграл президентские выборы и вошел в Белый дом, когда его однопартийцы владели обеими палатами Конгресса. Спустя два года на промежуточных выборах республиканцы отыграли у демократов 8 мандатов в Сенате и 54 мандата в Палате представителей. Впервые за сорок лет - с 1954 года - республиканцы получили большинство мандатов как в нижней палате, так и в верхней. Разгром демократов олицетворяло поражение спикера Палаты представителей Тома Фоли. Он стал первым с 1862 года спикером, проигравшим выборы. Промежуточные выборы 1994 года вошли в историю как "Революция Гингрича", ибо конгрессмен из Джорджии Ньют Гингрич подготовил предвыборную платформу - единую для всех кандидатов Республиканской партии.

                 В 2008 году демократ Барак Обама выиграл президентские выборы и приступил к исполнению своих обязанностей, когда у его однопартийцев было большинство мандатов в нижней и в верхней палатах. Спустя два года на промежуточных выборах республиканцы отыграли семь мандатов в Сенате, хотя Сенат все же остался под контролем демократов. Наградой республиканцам был триумф в Палате представителей. Они отвоевали 63 мандата - крупнейший прирост (для любой партии) с 1948 года.

                 В 2016 году республиканец Дональд Трамп победил на президентских выборах и его однопартийцы защитили большинство мандатов в Палате представителей и в Сенате. Через два года на промежуточных выборах демократы гарантировали себе - впервые с 2010-го - большинство мандатов в нижней палате.

                 Поражение правящей партии на промежуточных выборах в первый срок президента - это неписаное правило. Из правила случаются, конечно, исключения, но случаются нечасто. И есть, конечно, объяснения провалам кандидатов президентской партии на выборах в Конгресс во второй год правления президента. Пользующийся поддержкой обеих палат Конгресса новый президент уверен, что страна, избравшая его и отдавшая его однопартийцам бразды правления в Конгрессе, одобрит все, что они сотворят. Бывало, страна одобряла. Чаще не одобряла.

                 Едва переступив порог Белого дома, Билл Клинтон затеял реформу системы здравоохранения и поручил первой леди возглавить команду реформаторов. Команда во главе с Хиллари трудилась за закрытыми дверями. Супруга президента запретила всем, кто трудился, рассказывать журналистам о том, что ждет страну. Но сведения о готовящейся реформе просочились. Начался ропот. И оказалось, что далеко не все депутаты-демократы готовы поддержать реформу. Президент даже не решился представить творение супруги на суд Конгресса. Это был провал. За ним последовала Пиррова победа, когда обе палаты Конгресса утвердили - утвердили только голосами демократов - предложенный президентом бюджет, который предусматривал гигантский рост налогов. Проголосовав за, 54 демократа-конгрессмена и восемь демократов-сенаторов подписали себе приговор на промежуточных выборах в 1994 году.

                 Барак Обама начал свое президентство более чем резво. 19 февраля 2009 года - не прошло и месяца со дня инаугурации - Конгресс принял закон о стимулировании экономики, который предусматривал 791-миллиардное вливание в нее. Закон был поддержан почти исключительно голосами однопартийцев Обамы. Не составило труда разобраться, что деньги из федеральной казны получат главным образом компании и организации, которые поддержали на выборах кандидатов Демократической партии. Немедленно после того, как был принят закон - в тот же самый день, - родилась Чайная партия, протестовавшая против безумных и бездумных расходов из госказны. Эта партия удвоила - возможно, утроила - свои ряды, когда в ноябре того же 2009-го Конгресс утвердил - опять-таки голосами демократов - закон о реформе системы здравоохранения, получивший в народе название "Забота Обамы" (Obamacare). На промежуточных выборах в 2010 году избиратели не простили демократам ни ограбления федеральной казны (в 2009-2010 гг. "пакет стимулов" вырос до 831 миллиарда), ни закона, обязывающего каждого американца покупать медицинскую страховку.

                 Поражение республиканцев в 2018 году на выборах в Палату представителей объясняется не просчетами избранного в 2016 году президентом Дональда Трампа и республиканцев-законодателей. Просчетов не было. Были только победы. Одобренный в 2017 году закон о снижении налогов способствовал взлету всех экономических показателей. Страна приходила в себя после восьмилетнего обамовского правления. Но ко времени промежуточных выборов еще не завершила работу комиссия специального прокурора Роберта Мюллера, расследовавшая "сговор" Трампа с Россией. Большинство ведущих - центральных - СМИ изо дня в день внушали стране, что Трамп победил в 2016 году благодаря помощи путинского режима. Пропаганда - в печальных традициях Геббельса и советского агитпропа - не могла не повлиять на избирателей. Они отдали демократам нижнюю палату Конгресса. Расследование Мюллера началось в мае 2017 года. Лавочку следовало закрывать вскоре после того, как она открылась, поскольку никаких фактов о "сговоре" не существовало. Но мюллеровцам - поголовно антитрампистам - следовало продолжать работу, держать на плаву обвинения против Трампа и тем самым склонять избирателей на сторону кандидатов Демократической партии. Поставленная цель была достигнута. Демократы могли бы отвоевать у республиканцев и Сенат, но их погубила травля Бретта Кавано сенаторами-демократами в октябре 2018-го, в дни, предшествовавшие выборам. Они переусердствовали и отторгли от себя избирателей.

                 Недавняя история (глубже президентства Клинтона я не погружался) достаточно хорошо, я полагаю, известна конгрессменам и сенаторам новой - 117-й - сессии Конгресса, приступившей к работе в первых числах января. На состоявшихся в ноябре выборах демократы потеряли в Палате представителей 12 мест, и их преимущество над республиканцами сократилось до одиннадцати - 222:211 (два места пока вакантны). Это наименьшее за долгие-предолгие годы преимущество партии большинства в нижней палате. В Сенате преимущество демократов не численное, а конституционное. При равенстве мандатов - фифти-фифти - демократов выручает при голосовании голос председателя Сената - вице-президента.

                 Соотношение сил свидетельствует: преимущество демократов висит на волоске. Одно неосторожное движение - и... И может случиться то, что случилось во второй год президентства Клинтона и во второй год президентства Обамы. Есть, конечно, депутаты-демократы, чувствующие себя в безопасности, ибо представляют в Конгрессе округа и штаты, где победа им гарантирована. И таковых депутатов правящей партии большинство. Но в Плате представителей есть 24 демократа, которые в ноябре прошлого года победили при поддержке менее 52 процентов избирателей. Что ждет их в ноябре 2022-го?

                 В 2022 году на кону в Сенате будут 34 мандата. Демократам предстоит защищать 20, республиканцам - только 14. Некоторых демократов вряд ли волнует предстоящее испытание. Но четырем из двадцати надо начинать волноваться уже сегодня. Это - Майк Беннет из Колорадо и Кэтрин Кортес-Масто из Невады. В 2016 году мистеру Беннету оказалось достаточно для победы 50 процентов голосов избирателей, госпожа Кортес-Масто победила при поддержке 47 процентов. Что их ждет в 2022-м?

                 Марк Келли из Аризоны и Рафаэл Уорнок из Джорджии победили в ноябре прошлого года на специальных выборах, и им предстоит защищать мандаты уже в 2022-м. Келли поддержали 51,2 процента избирателей. Уорнока - 50,8. Что их ждет в 2022-м?

                 Депутатство в Конгрессе - это синекура. В России о такой работе говорят "не бей лежачего". Рабочий день депутата - несколько часов, в редчайших случаях больше шести-восьми. Запросто можешь не приходить на службу - по личным обстоятельствам, контроль со стороны начальства отсутствует. У каждого депутата - даже рядового - до десятка помощников. Они готовят все необходимые депутату бумаги, пишут выступления, ведут переписку - письменную и электронную - с избирателями. Годовая зарплата - 174 тысячи долларов. "Соответствует зарплате профессионалов - врачей и юристов - в частном секторе", - скажет вам депутат. Но профессионалы в частном секторе содержат за свой счет помощников, а все помощники депутатов получают зарплату из госказны. Профессионалы в частном секторе совершают поездки за свой счет, поездки депутатов оплачивает госказна. Депутату выдается 3 тысячи долларов ежегодно на карманные расходы (living expenses). Прибавьте ко всему этому медицинскую страховку и, конечно, государственную пенсию, и пенсия растет с каждым годом депутатства. Ну и, наконец, покинув Конгресс с солидным депутатским стажем, бывший законодатель продолжит зарабатывать лоббистской деятельностью и (или) получит синекуру в совете директоров большой компании.

                 Согласитесь, читатель, у каждого из 435 депутатов Палаты представителей и у каждого из 100 депутатов Сената есть стимул отстаивать свой депутатский мандат.

                 Республиканцам следует отыграть в Палате представителей только семь мандатов, в Сенате - лишь один. И эта избирательная арифметика может повлиять на осуществление демократами программы по "изменению страны". Я не утверждаю, что повлияет. Я намеренно делаю оговорку "может повлиять". Будут ли депутаты-демократы, которым грозят сложные выборы, безоговорочно поддерживать программы, вызывающие протесты - о чем будут свидетельствовать бесчисленные опросы общественного мнения - у большинства американцев? Что перевесит - желание сохранить за собой депутатский мандат или требование спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси и лидера демократов в Сенате Чака Шумера? Ответы на эти вопросы мы начнем получать в первые сто дней президентства Джо Байдена.

                 Франклин Делано Рузвельт был первым президентом, решившим в свои первые сто дней в офисе сделать как можно больше из намеченного. С тех пор каждый новый президент пытается сотворить в первые сто дней нечто, что давало бы понять стране о его серьезных намерениях "улучшить" жизнь сограждан. Кое-что Байден имеет возможность сделать в первые сто дней без помощи Конгресса. Он обещал - и легко выполнит обещания - издать президентские указы, которые перечеркнут президентские указы Трампа. Какие именно указы, мы узнаем в ближайшие дни. И в ближайшие дни мы узнаем, решится ли Шумер выполнить одно из своих предвыборных обещаний - отменить филибастер - существующее в Сенате правило, которое позволяет парламентскому меньшинству (ныне это республиканцы) блокировать законопроекты, предлагаемые большинством.

                 Отмена филибастера превратит верхнюю палату Конгресса в подобие нижней. В ней, как и в нижней, любое решение будет приниматься простым большинством голосов. Филибастер вошел в практику Сената на границе 30-40-х годов XIX века. Правила филибастера менялись. В прошлом он означал обязательную говорильню. Блокируя голосование по законопроекту, протестовавшие выступали часами. Рекорд принадлежит сенатору-демократу из Южной Каролины Строму Термонду, который выступал в августе 1957 года 24 часа 18 минут против предоставления неграм равных прав с белыми. С говорильней давно покончено. Теперь еще до голосования выясняется, сколько будет за и сколько против. Чтобы блокировать законопроект, требуется не менее 60-ти против. Если есть 60, голосование не проводится.

                  Шумер хочет поставить точку на филибастере. Сделать это просто. Правила работы Сената определяют сами сенаторы, и когда - и если - Шумер, лидер большинства, поставит вопрос о ликвидации филибастера на голосование, ему потребуются поддержка всех 50-ти однопартийцев. Готов предсказать, что все 50 республиканцев проголосуют против. При фифти-фифти вице-президент Камала Харрис поддержит ликвидацию филибастера.

                 Вопрос: поддержат ли все демократы предложение Шумера? Если поддержат все пятьдесят, Шумер получит возможность немедленно приступить в "изменению Америки" - при поддержке Палаты представителей и с одобрения и согласия президента США. Что окажется первым на очереди? Увеличение состава Верховного суда?  Добавление в Союз двух новых штатов - Пуэрто-Рико и Федерального округа Колумбия? Увеличение числа федеральных апелляционных судов? Одобрение Конгрессом массового голосования по почте на всех выборах?

                 Даже если республиканцы будут едины - и в Палате представителей, и в Сенате, - у них нет возможности блокировать только своими голосами законопроекты, которые гарантируют бессрочное правление Демократической партии. Республиканцам необходима помощь - хотя бы одного демократа. Только одного сенатора-демократа. Не помешает, конечно, помощь нескольких конгрессменов. Есть, однако, одно обязательное условие для победы над планами Байдена-Пелоси-Шумера. Это - единение депутатов-республиканцев. Прежде всего в верхней палате. Раскол коалиции Республиканской партии в Сенате неминуемо приведет к "изменению Америки", которое планируют Байден и компания.

                 Наступивший год - решающий для будущего нашей страны.


 
 

Орлов, Алексей
№198 Feb 2021

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.