на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Шур, Наталия
Живопись - это всегда исповедь


                                          У меня в душе ни одного седого волоса,

 и старческой нежности нет в ней!

                                               Вл. Маяковский

 

В Чикаго, точнее, в чикагской русскоязычной общине, - и я уже писала об этом в нашей газете - сложилась славная традиция каждый январь называть имена достойных людей, отличившихся своими достижениями в истекшем году. По версии газеты "Земляки".

Почетного звания "Человек года - 2014" в номинации "Художник года" был удостоен Израиль Радунский, 85-летний юбилей которого был широко отмечен общественностью.

Уже отзвучали пламенные речи, отгремели овации по поводу замечательного юбилея, но осталась, живет в памяти выставка, когда разрезали красную ленту и зрители, почитатели таланта художника, увидели в миниатюре все аспекты и направления творчества этого яркого неугомонного труженика.

И что? Вы думаете, после такого триумфа этот человек с профилем Михоэлса ушел на "заслуженный отдых"? Ничего подобного. Он по-прежнему "в строю" - активный, искренний, наблюдательный и любознательный.

На днях я видела его диптих - еще не просохшие портреты двух пожилых людей. Сколько жизни, мудрости, душевной красоты и внутренней силы в их глазах!

Портреты выполнены в одном стиле, и кажется, что эта немолодая супружеская пара представляет собой не только одно жизненное целое, но какую-то отдельную светлую планету, где ей хорошо и вольготно. И при этом удивительная схожесть с оригиналом. Живая память для детей и внуков на все времена!..

Израиль Радунский в 12 лет рисовал портреты знакомых, писал декорации к любительским спектаклям и, рано осознав, что родился художником, поступил в Минское художественное училище. Он уже не мог не писать, а когда брал в руки кисть, то какая-то неведомая сила водила ею, передавая мельчайшие нюансы в настроении природы, игре облаков и шуршании ветра.

После окончания Московского полиграфического института - факультет графики - он 40 лет работал в Минском художественном комбинате, преподавал. В 1964 году стал членом Союза художников СССР.

Он любит жизнь во всех ее простых и сложных, порою трудных и даже тяжелых проявлениях. Любит людей и общение с ними; может часами наблюдать за пешеходами на перекрестке оживленной улицы или за зрителями в актовом зале; рад помочь ближнему выбрать подходящий галстук к свадьбе внучки. Его называют "художником-передвижником", потому что он любит для бОльшего уюта передвигать мебель и перевешивать картины у друзей и знакомых...

"Живопись - это всегда исповедь художника, молитва на плоскости холста". Как играющий тренер, Израиль Ильич с годами стал вдумчивым педагогом, который всем своим творчеством, богатым опытом, отношением к любимому делу делится с учениками и последователями, показывает, рассказывает, учит.

Его жизненное кредо: искусство - это удел тех, кто без него испытывал бы страдание; если человек видит красоту в луже или грозовых облаках, этот человек счастливый.

"Жизнь есть благо, и каждое ее мгновение обладает неповторимой прелестью. Утвердить это в искусстве - большая задача".

Его богатое наследие - это не только художественные произведения, он четко сформулировал основные принципы своей работы.

"Картина должна висеть на месте: организованная стена".

На всех выставках Израиля Радунского, которых за 25 лет его жизни в Чикаго было немало, обращают на себя внимание интересная композиция рабочего пространства и тщательно продуманное расположение картин, которое помогает объять и осмыслить многогранное наследие художника. При этом учитывается все: тематика, стиль (живопись, графика, плакат) и техника написания полотен (масло, акварель, гуашь, темпера), их формат и размеры, ритм и сбалансированность, цветовая гамма соседствующих работ.

И здесь художник выступает в качестве опытного дизайнера, посвятившего много времени и сил решению и оформлению пространства для различных выставок и экспозиций.

"Живопись - это не политика и даже не философия, но попытка остановить мгновение, передать переживаемое впечатление от увиденного".

Большое внимание уделяет художник форме, как бы оспаривая тезис социалистического реализма о том, что содержание первично.

Форма его картин многообразна, как многообразна сама жизнь. И он выхватывает из окружающего мира все самое важное, самое интересное, составляя собственную яркую книгу бытия. Смотрите, радуйтесь, тоже находите в своей жизни позитивные ноты!

Король акварели - так называют его коллеги.

"Акварель - это чувство. Возможности и особенности этого материала - насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Они отвечают глубине чувства, оттенкам переживания. Акварель - это лирика, камерность".

Видное место в творчестве художника занимают выполненные в технике акварели белорусские пейзажи, вызывающие море-океан самых разных чувств у зрителей и непрошеные слезы у земляков.

Это грусть и печаль при виде заброшенных деревенских двориков с покосившимися заборами и почерневшими крышами домов.

Это светлые воспоминая детства, вызванные городскими пейзажами старого Минска: разбитой мостовой, по которой когда-то гонял на велике, узкими кривыми улочками с причудливыми рядами телеграфных столбов.

И это, конечно, восторг и умиротворение от неповторимо прекрасной белорусской природы: озеро Нарочь, весенний разлив реки, нежные краски заката, метущиеся на ветру деревья.

Его акварельные полотна музыкальны. Художник своей кистью, как вдохновенный, страстный дирижер своей музыкой, создает настроение боли и радости, спокойствия и надежды.

Израиль Радунский - превосходный портретист. Из галереи разнообразных образов выделяется плеяда ярких представителей еврейского народа: портреты генерала и премьер-министра Ариэля Шарона, Любавичского ребе, чикагского скрипача Песина, красивой немолодой женщины. И это не только поразительное внешнее сходство с живым человеком и не только известные атрибуты жизни религиозных людей: полосатый талес и тфилин - коробочка на лбу ("Талмудист") - или пейсы и шляпа ("Портрет ребе Гросса"). Это удивительные глаза, обобщенный проникновенный взгляд, часто обращенный в себя и отображающий всю тысячелетнюю мудрость, печаль и иронию еврейского народа.

Эта тема нашла свое продолжение в другом направлении творчества художника - в плакате, еще одной его ипостаси, которым он занимался всю жизнь с присущей ему любовью к предмету и одержимостью человека творческого.

Интересна полная философского смысла афиша к спектаклю чикагского театра Атриум "Поминальная молитва" драматурга Григория Горина, по мотивам произведений Шолом-Алейхема. В ней - как символ преемственности поколений - нашлось место и для силуэтов чикагских небоскребов, и для покосившихся домишек еврейского местечка, и для предметного олицетворения неумолимо текущего времени. Это освещенный свечой циферблат, разрыв которого, на мой взгляд, подразумевает, что в нашей жизни, слава Богу, произошло что-то необычайное, необратимое - запряженная в повозку неказистая лошаденка все-таки вывезла нас из социалистического "египетского рабства".

И здесь уместно отметить, что в творчестве художника особое место занимают символы, которые обогащают его картины, заставляют читать их, как увлекательную книгу, задумываться над их подспудным смыслом. Например, использование желтого цвета, олицетворяющего дух измены; изображение встревоженных колоколов - как признак великой смуты. А цилиндр и манишка с черной бабочкой - это ли не дань легкой иронии, которой не чужда кисть художника?

"Ищи во всем прекрасное. Удивительное рядом с тобой - умей увидеть прекрасное в обыденном".

В картинах Израиля Радунского мое внимание неизменно привлекают отдельные детали, которые усиливают общее впечатление от картины, поясняют позицию автора, создают настроение. Так, огороженные плетеным заборчиком песчаные дюны на берегу суровой Балтики ("Дюны") или белоснежные яхты на заднике натюрморта с красным лобстером ("Клайпеда") расширяют рамки своего жанра, навевают ностальгические воспоминания о местах, где художник бывал в юности.

"Важно показать не сам предмет, а вызываемые этим предметом чувства. Если на картине изображен колодец, зритель должен испытать нестерпимую жажду".

Подсолнухи или ромашки, которые так любит писать Израиль, могут быть поникшими и грустными, а в лучах утреннего, восходящего солнца они наливаются жизнью, излучают радость и восторг перед занимающимся новым днем. И ты слышишь торжествующую музыку. Преклоняешься перед неувядающей природой.

 "Искусство неразрывно связано с моралью. Цель его - служить добру. Свобода и сострадание - основные заповеди искусства. Только свободный человек может быть творцом".

Активная жизненная позиция привела Израиля Радунского в мэрию Чикаго, где он оформил выставку, посвященную 10-летию Чернобыльской аварии и позже экспозицию в честь 60-летнего юбилея освобождения его родной Белоруссии от фашистов.

Думаю, что именно присущие старшему поколению нашей общины чувства ностальгии, патриотизма и преклонения перед простыми людьми, защитившими мир от фашистской чумы, вдохновили художника на участие в оформлении книги "Война и судьбы", посвященной чикагским ветеранам Второй мировой.

И по той же причине его картины украшают страницы недавно выпущенной Ассоциацией "Земляки" книги "Жизнь продолжается", посвященной воспоминаниям выживших в огне холокоста, - столько в них теплой ностальгии и восхищения родными местами.

Израиль Радунский - философ и эстет с хорошим чувством юмора. Очевидно, с этими качествами связано его необычное хобби: он собрал богатейшую коллекцию образных выражений и словосочетаний с переносным значением, которые он называет метафорами. Их сотни и тысячи, одно выражение интереснее другого, причем авторство многих принадлежит ему.

- Кувалда рекламы.

- Зарифмовал тоску.

- Тоска как вечная мерзлота.

- Литературный закройщик.

- Бутафорская жизнь.

- Мозаичность интересов.

- Насквозь литератор.

- Перелицованные слова.

- Говорит как водопад.

- Расстрелял оскорбления.

- Стихотворное наводнение.

- Книжные оползни на полках.

И в качестве заключительного штриха к портрету художника из нескольких книг отзывов о его выставках и творчестве - с самыми искренними пожеланиями здоровья и благополучия, успехов и новых интересных картин - я наугад выбрала слова благодарности, которые многократным эхом повторяются в каждом отзыве, в каждой строке:

"Уважаемый, дорогой Израиль!

Жизнь наша подчас кажется серой и скучной, и не скроешься никуда от этой печали.

Но вдруг сталкивает тебя судьба с неожиданно ярким человеком и его удивительным мастерством, и все вокруг окрашивается в радостные тона. Жизнь становится светлее и ярче. Словно праздничный фейерверк, раскинулись Ваши картины... и будни приобрели свежие сказочные очертания...".

Эти простые и искренние слова подводят предварительный итог жизни человека и дают высочайшую оценку его работы как Художника.

Поздравляем Израиля Радунского с высоким званием "Человек года"!


 
 

Шур, Наталия
№135 Sep 2015

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.