Свободу надо отстаивать
Мы находимся в тюрьме; мы можем только свободно мечтать, но не действовать. Ф. Ницше
Социализм - вопреки внешним иллюзиям - отнюдь не есть система милосердия, гуманности, мира и заботы, а система воли к власти. Все остальное - самообман. О. Шпенглер Меня как-то спросили, что такое свобода. Однозначного ответа у меня нет, потому что она многообразна, несть числа ее лицам: у каждого индивида своё понятие и свободы, и правды. Четыре свободы - ценности, провозглашенные президентом Рузвельтом в 1941 г. как фундаментальные права человека, нуждающиеся в повсеместной защите, - свобода слова и вероисповедания, свобода от нужды и страха. С детства мы знаем прекрасный девиз времён Великой французской революции "Свобода, равенство, братство!" И разъяснение к нему: Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому. Однако время всё расставляет по своим местам - попробуй-ка, поживи в наши дни как хочешь! Получается? Вот и Ленин сказал, как отрезал: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Что с женской точки зрения означает: "Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!" (Грибоедов). Однако пролетарский вождь лукавил - общество не очень его интересовало, он имел в виду социалистическое государство рабочих и крестьян. Основанное на примате интересов государства над интересами личности и отрицании понятия частного права. Какая уж тут свобода?! Белинский выразился более обтекаемо: "Свобода есть не произвол, но согласие с законами необходимости", а что другое мог предложить он, когда царизм вокруг? Ладно, оставим за порогом чувствительности рабовладельческие и тоталитарные государства, с которыми свобода несовместима, и авторитарные режимы тоже, там свобода только снится... Мы - в Америке, самой демократической стране мира, где основные права человека - свобода слова, печати, шествий и демонстрации - не только декларируются. И прибыли мы сюда в погоне за своей мечтой о свободе и справедливости, ведомые народной мудростью: красиво жить не запретишь и мечтать не вредно, вредно не мечтать! Привлекательно классическое определение свободы как осознанной необходимости (Гегель), потому что человек сам осознаёт и определяет собственную степень свободы. Он может быть свободен духовно в карцере или тюрьме и, с другой стороны, сломлен, задавлен, зависим от обстоятельств - несвободен - в золотом дворце. Японцы уточняют: "По-настоящему свободен тот, кто хоть и знает радость богатства, но не скован им, как цепью, запросто может его отринуть и нисколько тем не сокрушаться". Еще мне нравится словосочетание свобода самовыражения. Это когда картины не давят бульдозером на глазах ошарашенного художника и ты можешь поставить собственный спектакль, не выпрашивая разрешения у всезнайки-бюрократа. "За убеждения не судят" - правители многих стран прячутся за эту самую большую ложь современности, и об этом писал еще в XVII веке английский поэт Джон Милтон: "Дайте мне прежде всех свобод свободу познавать, высказывать и спорить - свободно, в согласии с совестью". Это сладкое слово свобода ассоциируется у меня с быстрой ездой по хайвею: ветер свистит в ушах, мимо проносятся города, бескрайние поля с могучими ветряками, леса и горы. Дыхание захватывает от красоты окружающего мира и совсем не удивишься, если вдруг в экстазе оторвешься от этой грешной земли и воспаришь вверх, поплывешь наперегонки с облаками в освещенном ласковым солнцем лазурном небе. Тебе хорошо - ты горланишь, включив на полную катушку любимых Битлов, и временами для полного счастья потягиваешь крепкий кофе из металлического стакана с длинной трубочкой. Ты полностью отключился от реальной жизни: не помнишь, что тебе надо успеть в аэропорт на утренний рейс, потому что ты должен представить инвестору новый проект и от этой сделки зависит твоя карьера; забыл, что твоя невеста, устав ждать, вечерним поездом уезжает на Карибы с другим, и что твоему другу сегодня предстоит тяжелейшая операция, которую он может и не перенести. Ты даже не замечаешь, что мчишься на предельной скорости и это скорее всего закончится кюветом или в лучшем случае нудным разговором с полицейским. И тогда самолет улетит без тебя, невеста по дороге на круиз обвенчается в Лас-Вегасе с твоим приятелем, а другу ты так и не успеешь сказать, как много он значил в твоей жизни. Все это ухватить и осознать непросто. Но когда вдруг приходит озарение и ты понимаешь необходимость экстренных действий, ты ставишь будильник на час раньше, успеваешь выпить кофе в домашних условиях, а в машине надеваешь солнцезащитные очки, отключаешь радио и следишь зорко, чтобы не превысить скорость и не дать полицейскому ни малейшего шанса злорадно улыбаться, выписывая непомерный штраф. И неудивительно, что ты ухитряешься за один рабочий день успешно подписать взаимовыгодный контракт, коленопреклоненно сделать долгожданное предложение невесте и уговорить друга положиться на американскую медицину и вдохновить его на долгую и счастливую жизнь впереди. Задача принимать судьбоносные решения трудна. Хотя их не так много: выйти на митинг, стать диссидентом, уехать из страны. Или стать законопослушным гражданином - принимать к сведению самые идиотские законы, голосовать, как тебе велит пресловутый зомбоящик, и медленно, но неотвратимо деградировать, соглашаясь, что белое - это черное, дважды два - это "что Вам угодно!" и еврейские ценности - это непременно ценности либеральные. Конечно, неизбывный антисемитизм, всепоглощающая коррупция, беззаконие, колдобины на дорогах, растущие цены на продукты питания и вид трактора, топчущего помидоры и персики, способствуют принятию решения об отъезде из страны, пока она не превратилась в сумасшедший дом. Я отношу себя к тем людям, которые осознанно сделали свой выбор, признав Америку своим домом, и не пожалели об этом, став законопослушными гражданами этой великой страны. Я понимаю, что идеальной страны нет и не будет, что в Америке много несправедливости, некомпетентности и элементарной глупости, но здесь уважают Конституцию и узурпатор не может захватить власть навсегда. Америка свободная страна. И я безмерно горжусь ею. Чувство гордости за нее я испытала, когда в 2008 г. был избран первый чернокожий президент. Хотя его дальнейшую деятельность оцениваю как непродуктивную и крайне вредную для страны: до того политики и оголтелые активисты не манипулировали понятием раса как разменной монетой. И я была счастлива, когда в 2016 г., несмотря на все либеральные и политкорректные вопли, американцы выбрали президента не по чьей-то подсказке, а по собственному усмотрению, а лживую и аморальную, но "демократическую" кандидатшу отправили на свалку истории. Однако с первого дня вступления в должность 44-го Президента США Дональда Трампа демократы развернули беспрецедентную травлю всенародного избранника, сковывая его и его инициативы по рукам и ногам. Несмотря на неслыханные обструкции, он многого добился. "Он столько всего сделал для страны: растет зарплата, создаются рабочие места, американцы снова покупают дома", - сказал простой американский обыватель. Даже демократы признают многие достижения Трампа, среди которых: - Закон о сокращении налогов, который оказал реальную поддержку не только низкооплачиваемым американцам, но и семьям со средним доходом; - упрощение процедуры одобрения лекарств; - ужесточение иммиграционной политики; - защита сетей 5G от китайского контроля; - восстановление должной правовой процедуры на кампусе университетов; - уничтожение "исламского халифата" в восточной Сирии и северном Ираке. Президент вдохновил огромное количество американцев на участие в демократическом процессе. Следующие решения Трампа считаю историческими: - признание Иерусалима столицей Израиля; Госдепартаменту начать подготовку к переезду посольства США в Иерусалим, 2017 г.; - признание суверенитета Израиля над Голанскими высотами, 2019 г.; - выход США из ядерной сделки с Ираном, 2018 г. ... И вот правдами и неправдами в 2020 г. к власти пришли левые силы. Революция, о который мечтали большевики, свершилась. И что? Расцвела свобода, а следом равенство и братство? Увы! Страна катастрофически разделилась. Сначала по политическим соображениям, а потом и по отношению к принудительной вакцинации. Хаос и некомпетентность в Афганистане и на южной границе США. Во многих городах процветает бандитизм, чуть ли не поощряемый властями. Полиция в загоне. Люди бегут куда подальше. И это называется свободой? Разграбленный и разгромленный во время недавних беспорядков центр моего любимого Чикаго обновил заколоченные было фанерой витрины магазинов. Но не подумайте, что на этом дикость и кошмар закончились, отнюдь. Грабежи, убийства и постоянная беспорядочная стрельба продолжаются. Каждый день - как вести с полей сражений - радио сообщает о десятках убитых и раненых в перестрелках чернокожих банд, включая случайных прохожих и детей. Мы живём, как в худшие времена Аль Капоне, а бессильное руководство страны делает вид, что не происходит ничего страшного, главное - достигнуто желанное многообразие: мэр города Чикаго - чернокожая лесбиянка, а губернатор - еврей-демократ с лишним весом. Чикагский мэр окружила себя бесчисленными охранниками, сокрушаясь лишь о собственной безопасности, но в тяжелые дни обратиться за помощью Национальной гвардии посчитала ниже своего достоинства. И продолжает беспомощно закрывать глаза на беспредел, творящийся в южных районах города, где проживают ее чернокожие соплеменники. Но, может быть, всё это не так уж наивно? Одна из лидеров BLM (Black Lives Matter - "Жизни чёрных важны" - общественное движение, выступающее против расизма и насилия в отношении чернокожих, в особенности против полицейского насилия) прямо заявила, что очень рада, если ее сотоварищам по банде удалось приодеться в роскошных магазинах чикагской Великолепной мили. Кто не знает, Magnificent Mile, или the Mag Mile, - это часть главной улицы Чикаго Michigan Avenue длиной 1,23 км, на которой до недавних пор размещалось около 50 отелей, 300 ресторанов и 500 магазинов. Не хочу быть пророком, но очень бы не хотелось, чтобы наш прекрасный город-красавец Чикаго превратился в мрачный Детройт, пугающий своими заброшенными домами и производственными зданиями с зияющими, словно зловонные раны, черными дырами вместо окон. Не об этом ли мечтают наши прогрессистские необольшевики: чем хуже, тем лучше (Чернышевский), не понимая, что для страны скорее чем хуже - тем хуже. Бандитские мятежи в Чикаго, Орегоне и Сиэтле не осознанны, потому что происходят по чужой указке и в них нет необходимости: грабители не голодают (посмотрите на их машины и телефоны). Но отсюда рукой подать до клятвы из воровского жаргона: "Век свободы не видать", только в самом прямом смысле. За год правления этих демократических борцов против расизма, сексизма и прочая мы видели их в разных позорных ипостасях: покорно идущими за золотым гробом чернокожего бандита, коленопреклоненными перед нечистью или целующими сапог, в любой момент готовый уничтожить всё живое вокруг. О двойной морали нынешнего демократического лидера нации, который вместе со своей женской экстремистской бригадой в конгрессе требует ради спасения планеты от глобального потепления срочного запрещения углеродовыделяющих коров, автомобилей и самолетов, красноречиво говорит недавнее дефиле его кавалькады из 85 (?!) автомобилей по улицам Рима накануне конференции ООН по климату. В связи с этим Fox News иронично назвала климатические изменения проблемой "лимузинных либералов", далёких от нужд американских налогоплательщиков. Все силы прогрессивной общественности брошены на борьбу с главным врагом человечества - с белым мужчиной, который в связи с заметными изменениями американской демографии теряет свои позиции лидера нации. "Отрицать свою причастность к расизму - это еще одно доказательство, что вы расист", - и говорит это не тетя Маша, сидя на завалинке в деревне Простоквашино, а профессор Бостонского университета, обучая личный состав Гугла признать у себя эту серьёзную болезнь и стать антирасистом. И попробуй высказать что-то отличное от мейнстрима! Заклюют! Люди боятся возразить или высказать свое мнение. Какой может быть плюрализм в американских университетах? Учение Маркса всесильно, потому что оно верно, иначе тебя просто уволят с работы. Знакомо? Подозреваю, что все мы, миллионы белых иммигрантов, тоже записаны в расисты, несмотря на то, что уже давно, хотя и довольно безуспешно, стараемся "по капле выдавливать из себя раба", по-чеховски. Беспрецедентно усилилась самоцензура и цензура, в том числе в Интернете. Под сурдинку высоких слов Гугл направленно осуществляет цензуру, временами обнажая уродливо торчащие уши ярого антисемитизма. А как по-другому можно расценивать, например, демарш Гугла в отношении нашего чикагского Народного театра Welcome? В спектакле "Свет маленьких огней", посвященном празднику Ханука и выставленном в Интернете, песня нобелевского лауреата Боба Дилана "Сосед-хулиган", переведенная на русский язык и снабженная видеороликом, была запрещена. С формулировкой: риторика ненависти, или язык вражды (We think your content comes close to hate speech). Трудно сказать, что так возбудило цензоров в этом видео, может быть, документальные кадры о крепких мужских объятиях демократического президента Картера с убийцей и террористом Арафатом? Но из песни слова не выкинешь, а демократы по-прежнему оправдывают джихадистов и помогают им, но СМИ говорить об этом не любят и другим не велят. Совсем недавно с Ютюба была снята наша литературно-музыкальная передача "Идиш в песнях и судьбах". Мотивировка совсем уж дикая, необоснованная и расплывчатая: ради безопасности детей (child safety) запрещаются такие темы, как насилие, секс, смерть, наркотики и др. Но, помилуйте, какое всё это имеет отношение к нашей литературно-музыкальной композиции? Ничего подобного, даже эротики и голых индивидов, там нет и в помине. Всё это напоминает горькую правду жизни, именуемую антисемитизмом; её очень выгодно замалчивать правителям и их рупору - так называемым демократическим средствам массовой информации. Прискорбно, но факт: за последние 25 лет моей жизни в Америке страна изменилась до неузнаваемости. Особенно огорчает молодёжь, которая в стремлении к социалистической утопии, а попросту "к халяве", не понимает, что это путь к государственному контролю и уравниловке, лжи и массовым доносам, а в результате - к превращению страны в обширнейший ГУЛАГ, где "половина сидит, а половина охраняет". Грустно, хотя и неудивительно, что в современной России 64% молодежи полагают, что возрождение ГУЛАГа производительно и хорошо для бедных. И еще хуже, что этот проклятый "призрак коммунизма" распространяется по всему миру и настигает нас здесь, в Америке. Мы, старшее поколение, бежавшее в страну своей мечты, знаем об ужасах развитого социализма не понаслышке, и потому нам страшно вдвойне. Свою первую книгу о жизни в Америке я назвала "За свободой", однако с годами осознала, что понятие свобода не менее расплывчато, эфемерно и утопично, чем приход Мессии, социализм и коммунизм, равенство и братство. И я обратилась к мудрости первоисточников, которые указывают, что с течением истории количество свободы увеличивалось, но изменилось само понятие свободы. Чтобы описать развитие сознания свободы, Гегель делит мировую историю на четыре этапа. В эпоху тирании в восточном мире люди знали, что свободен только правитель. Они не осознавали субъективную свободу, свободу внутри себя. Это сознание субъективной свободы впервые появилось в греческом мире. Правда, Гегель не учитывал, что на Ближнем Востоке уже до того существовал народ - евреи, у которых личная свобода выбора определяла их отношение к добру и злу, к миру в целом. При этом греки еще не сознавали, что все люди рождены свободными, и жили, не подвергая сомнению государственные обычаи, мораль и права; то есть в греческом обществе существовало внутреннее противоречие между индивидуальной свободой и универсальными принципами государства. Осознание истинной свободы связано с подъемом христианства в Западной Европе, - взявшего свое понимание человеческой свободы у евреев, - когда свободу стали понимать как самую суть человечества. Для пробуждения настоящего самосознания потребовалась Французская революция, чтобы избежать абстрактной свободы и реализовать конкретную свободу через законы, применяемые к людям. Однако осознание свободы человеком еще не означает его освобождения. Французской революции потребовалось море крови, а результатом другой великой - Октябрьской - революции были миллионы погубленных жизней. Но человек - оптимист по природе, пока жизнь не ударила своим тяжелым крылом. Чуть ли не с рождения он мечтает о чём-то своём, прекрасном, сокровенном. А о самой возвышенной мечте человечества было сказано еще тысячелетия назад в еврейской Библии (Исаия 11): - Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. Это голубая мечта, символ, идеал, к которому хочется стремиться. Увы, длинен путь к храму. Свобода не падает с неба, за неё надо бороться, "не щадя живота своего"; всеми силами и способами защищать её. От кого? От собственных амбиций, необоснованных претензий и глупости. От всесильности, самодурства и бюрократизма государства, самонадеянности и некомпетентности частных компаний (СМИ, Интернета), человеконенавистничества отдельных групп и людей (террористов, преступников, антисемитов). Лишь в борьбе обретёшь ты счастье своё! Желательно мирным путём.
|