на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Человек, который построил Белый дом
(АМЕРИКА: от и до)

Дорогой читатель, вы не устали от информации о текущих событиях, их интерпретации, анализов? Галопирующая инфляция, бьющие рекорды цены на бензин, телепоявления президента Байдена, который напоминает Брежнева, и конечно - конечно - сообщения из Украины... Алексея Арестовича мы слушаем сегодня чаще, чем американских журналистов... Не знаю, как вы, а я слегка устал от сегодняшних новостей. И поэтому решил - и предлагаю вам - окунуться в прошлое. Как то - кто построил Белый дом.
Тут же замечу: этот дом просуществовал больше века - с 1800 до 1901 год - и все это время назывался "Дом Президента". Только в 1901 году, вскоре после того, как был убит президент Уильям Мак-Кинли и его место занял вице-президент Теодор Рузвельт, главный дом нашей страны приобрел свое нынешнее название.
Когда осенью 1800 года Эбигейл Адамс, жена второго президента страны Джона Адамса, приехала в новую столицу город Вашингтон и переступила порог президентской резиденции, ей стало не по себе. Во-первых, город был городом лишь по названию и ничем не отличался от деревень. Он не шел ни в какое сравнение ни с ее родным Бостоном, ни с Филадельфией, где размещались правительственные службы. Во-вторых, в доме, где предстояло жить, не было ни одной готовой комнаты.
"Нет забора, нет двора, нет ничего, что нужно для удобства... Не достроена главная лестница, и ее не будет к зиме", - писала госпожа Адамс. Впрочем, ей и супругу, который приехал в новую столицу двумя неделями позже, здесь предстояло жить недолго. В марте 1801 года президентом стал Томас Джефферсон, а Адамсы вернулись в уютный Бостон. Но и Джефферсон не сразу поселился в предназначенной президентам резиденции. Он расположился неподалеку в небольшом отельчике. Но не потому, что его смущали неудобства в недостроенном доме. В предвыборной кампании - и до нее - Джефферсон и его сторонники, республиканцы, обвиняли Адамса и других федералистов в аристократизме. Президентский особняк - дворец - олицетворял, по мнению Джефферсона, аристократизм. Правда, вскоре он все же переехал в дом, который к этому времени строился уже почти... десять лет. Да, да, десять.
Джордж Вашингтон был еще президентом, когда на берегу реки Потомак решили построить федеральную столицу и присвоить ей имя первого президента Соединенных Штатов. Осуществление проекта поручили, по настоянию Вашингтона, французскому архитектору Шарлю Ланфану, и в 1791 году тот принялся за дело. Прошел год, и на вопрос о том, что сделано, француз показал план с улицами и на нем место, где расположится Капитолий и президентский дворец. Антифедералистам план не понравился. Они заявили, что француз намерен построить новый Версаль на Потомаке. Они также настаивали на проведении архитектурного конкурса для выбора проекта Капитолия и президентского дворца. Вашингтон сначала противился, но в конце концов его доконала медлительность Ланфана, и он решил, что строительством должен заняться кто-нибудь другой. Но кто именно? "А вспомните-ка практичного ирландского архитектора", - напомнили Вашингтону характеристику, которую он дал одному архитектору во время посещения Чарлстона в 1791 году. Вашингтон не помнил имени. Помощники президента послали гонцов в Южную Каролину, и тем не составило труда найти ирландца Джеймса Хобана, построившего несколько заметных зданий в Чарлстоне. Узнав, что президент заинтересован в его услугах, Хобан не заставил себя ждать. Ближайшей же шхуной он доплыл до Филадельфии, встретился с Вашингтоном и, выслушав его, согласился приступить к работе. Вскоре он отправился в будущую столицу, встретился с федеральными чиновниками, которые несли непосредственную ответственность за строительство. 
Хобан принял участие в конкурсе на архитектурное решение Капитолия и президентского дома. Конкурсному комитету не понравился ни один из шестнадцати проектов Капитолия, но пришлись по вкусу девять проектов дома для президента - автором одного из девяти был некто АZ (под этим псевдонимом скрывался Джефферсон). Однако лучшим из девяти было признано предложение Хобана. С ним заключили контракт, и он приступил к работе.
"Практичный ирландский архитектор" вряд ли догадывался, что ждет его впереди. Думал ли он, что пройдет почти 40 лет, прежде чем будет построен дом для президента?

* * *
Джеймс Хобан родился в 1758 году по другую сторону Атлантического океана - в Ирландии. Родители, католики, работали слугами в доме зажиточного протестанта. В условиях антикатолических законов у Хобана почти не было надежды получить достойное образование. Тем не менее ему удалось посещать архитектурные классы в Королевском обществе Дублина. Он закончил их в 1780 году, получив отличную оценку за рисунки "карнизов, лестниц, крыш и т.д.", как было записано в выданном ему свидетельстве. Но и отличные оценки не гарантировали католику работы по специальности. Да к тому же в Дублине предпочитали архитекторов импортировать, а не полагаться на доморощенных. Хобан был несказанно рад, получив работу помощника чертежника на строительстве здания таможни. А спустя несколько лет юный архитектор узнал, что молодая страна по другую сторону океана испытывает нужду в специалистах самых разных профессий, в том числе и в архитекторах.
Точная дата приезда Хобана в Соединенные Штаты неизвестна. Но известно, что он приплыл в Южную Каролину, в Чарлстон, а в одном из номеров газеты "Филадельфия инквайрер" в 1785 году была напечатана его реклама: он искал работу. В 1787 году Хобан уже работал в Чарлстоне - занимался строительством и руководил (вместе с партнером) архитектурными курсами. В числе его учеников был Роберт Миллс, ставший впоследствии одним из известнейших архитекторов в стране, он был, в частности, автором проекта Мемориала Джорджа Вашингтона.
В Чарлстоне до сих пор не прекращаются споры в отношении того, какие именно дома проектировал Хобан, но неоспоримо: он автор многих важнейших построенных зданий в городе в конце ХVIII века. Считают, что ему принадлежит проект Здания суда, строительство которого было завершено в 1792 году. (Белый дом в какой-то степени напоминает это сооружение.) Когда президент Вашингтон посетил Чарлстон в 1791 году, ему представили Хобана как местную знаменитость. Не будь этой встречи, он, вероятно, не стал бы архитектором Белого дома. Как важно оказаться в нужном месте в нужное время!
Итак, как мы уже знаем, Хобан взялся за сооружение дома для президента в 1792 году, и ему пришлось учесть кое-какие наметки предшественника-француза. Среди них - южный фасад дома следовало обратить к Потомаку. Фундамент должен был остаться такого же размера, как предусматривал Ланфан, но этажей следовало запроектировать меньше. И от Хобана требовалось не забывать о планировании улиц, предусмотренном французом. Вашингтону нравился этот план, а также ему хотелось, чтобы весь дом был построен из мрамора. Однако чиновники, ответственные за строительство, настаивали, чтобы был и мрамор, и кирпич. Архитектор подчинялся чиновникам, хотя ему не следовало забывать о мнении президента.
Хобан с первых дней столкнулся с проблемой квалифицированных специалистов. Если чернорабочих хватало с лихвой (ими были негры-рабы), то умельцы не хотели ехать на необжитую землю из Филадельфии, Нью-Йорка, Бостона... Пришлось выписывать специалистов из-за рубежа: каменщиков из Шотландии, столяров и плотников из Ирландии, облицовщиков из Англии... 
Вашингтон проявлял личную заинтересованность в строительстве, но ему не пришлось прожить и дня в доме, построенном для президента. 4 марта 1797 года, когда состоялась инаугурация второго президента Джона Адамса, Вашингтон направился из Филадельфии в свою усадьбу в Маунт-Вернон (штат Вирджиния). По дороге он заглянул в будущую столицу, совершил вместе с Хобаном экскурсию на место строительства президентского дома, и больше здесь его никогда не было.
Строительство президентского дома продолжалось при Адамсе. А Хобану дали еще одну нагрузку - назначили главным архитектором Капитолия. Это назначение понравилось далеко не всем. Кое-кто из подчиненных Хобана считал, что он слишком много на себя берет. Его обвиняли в использовании "неподобающего приличию языка", в злоупотреблении властью, в том, что заставляет подчиненных записываться в милицию, которую учредил для защиты собственной персоны... Правительству пришлось расследовать обвинения, учитывая при этом, что сроки завершения строительства - 1800 год - поджимают. Худо-бедно к осени этого года президентский дом, пусть и не до конца построенный, оказался готов принять хозяев. Сначала, как мы знаем, в него въехала Эбигейл Адамс, а спустя две недели - ее муж-президент.
При Джефферсоне, активно интересовавшемся созданием столицы, расширялась президентская резиденция. Но с Хобаном он сотрудничал всего лишь год. В 1802 году президент уволил его и заменил английским архитектором Бенджамином Латбробом, который взялся за дело, мало интересуясь замыслом предшественника-ирландца.
К 1810 году, уже при президенте Джеймсе Мэдисоне, строительство президентского дома было завершено, но простоял он совсем недолго. Во время войны 1812-14 годов с Англией британские войска захватили американскую столицу и дотла сожгли ее. Сгорел как строящийся Капитолий, так и построенный уже дом президента. Первая леди Долли Мэдисон сумела спасти кое-какие правительственные документы и портрет Вашингтона работы художника Джилберта Стюарта. Ворвавшиеся первыми в дом английские солдаты еще застали дымящийся на плите обед для президентской четы. Плотно пообедав, они постарались подпалить дом так, чтобы в нем не осталось ничего, что может гореть. 
Поначалу Мэдисон хотел вернуть столицу в Филадельфию, но общественное мнение было против этого. Вашингтон рассматривался как город, заложенный первым президентом, а президентский дом воспринимался как национальный символ. Это-то и побудило Мэдисона заняться восстановлением, точнее новым строительством резиденции. И кто мог сделать это лучше, чем архитектор, построивший дом? Вот так в 1814 году, через 12 лет после изгнания, Джеймс Хобан вернулся в столицу и стал заново строить "Дворец для президентов".
Дом не был достроен, пока Мэдисон оставался президентом. Резиденция смогла принять жильца лишь в октябре 1817 года, когда президентом был Джеймс Монро. В 1826 году, уже при президенте Джоне Куинсе Адамсе, к зданию был пристроен полукруглый Южный портик, а в 1829 году, при президенте Эндрю Джексоне, завершено строительство прямоугольного Северного портика. Вот тогда-то, в 1829 году, спустя 37 лет, строительство и было полностью завершено: начатое, напомню, в 1792 году.
Через два года, 13 декабря 1831 года, Джеймс Хобан скончался. Было ему 73 года. Его похоронили в Вашингтоне рядом с католическим храмом Святого Патрика, который он помогал основать. 
Хобан проработал под началом семи президентов - Джорджа Вашингтона, Джона Адамса, Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона, Джеймса Монро, Джона Куинси Адамса и Эндрю Джексона. Многие ли получавшие зарплату из федеральной казны служащие могут сказать, что работали с семью президентами?

* * *

Белому дому 230 лет, если считать со дня начала строительства. Но долго ли Дому Президента оставаться Белым хотя бы по названию? Во-первых, его строили черные рабы, о чем неоднократно напоминала бывшая первая леди Мишель Обама. Во-вторых, одно лишь слово "белый" выводит из себя прогрессистов, обитающих не только в политическом болоте, но и в университетах и средствах массовой информации. И не будем забывать, что и столице грозит переименование. Уже слышны призывы изменить называние столичного Университета Джорджа Вашингтона: разве может высшее учебное заведение носить имя рабовладельца? 
Перекрасят ли Белый дом?  


 
 

Орлов, Алексей
№216 Aug 2022

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.