на главную очередной выпуск газета наши авторы реклама бизнесы / Сервисы контакт
флорида афиша что и где развлечения интересно полезно знакомства юмор
 
<Вернуться Орлов, Алексей
Как родилась горбачевская гласность и закончилась холодная война
(АМЕРИКА: от и до)

Не перечесть откликов в американских СМИ на смерть Михаила Горбачева, и все прочитанные мною - а я прочитал два десятка - воздают должное "реформисту, поднявшему железный занавес", как называет его New York Times в гигантском (8609 слов) некрологе. "Человек, который почти сделал Россию демократической", - написал в Wall Street Journal профессор истории Амхертского колледжа Уильям Таубман, автор книги "Горбачев: его жизнь и время". И т. д. и т. п.
Заслужил ли Горбачев похвалу американских - и не только, конечно, американских - СМИ? Разумеется, заслужил. Ну, хотя бы потому, что способствовал развалу "империи зла". Лишь за одно это человечество должно быть благодарно ему. И с его - называя вещи своими именами - согласия распался блок коммунистических стран Восточной Европы. Когда в этих странах начались антиправительственные - антикоммунистические - демонстрации, Горбачев не последовал примеру Хрущева, потопившему в 1956 году в крови Венгерскую революцию, и не последовал примеру Брежнева, отправившего в 1968 году танки в столицу Чехословакии для подавления "Пражской весны". Мы можем только гадать, обрушилась ли бы в ноябре 1989 года Берлинская стена, если бы советским вождем был не Горбачев? 
Здравомыслящие люди всего мира воздают Горбачеву должное. Есть, правда, страна, большинство населения которой клянет его, на чем свет стоит. Это - путинская Россия. Ее фюрер назвал крушение "империи зла" "крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века", поставив цель - восстановить империю. И смерть Горбачева не вызвала - да и не могла вызвать - в российских СМИ такого интереса к жизни умершего, как в американских. Но я не обнаружил в прочитанных мною некрологах и комментариях рассказа о событии, которое оказало - я в этом не сомневаюсь - решающее влияние на шестилетнюю деятельность Горбачева на посту главы Советского Союза. В громадном некрологе в New York Times (напомню: 8609 слов - два разворота газеты) это событие даже не упоминается. Я имею в виду катастрофу на Чернобыльской атомной электростанции, случившуюся 26 апреля 1986 года.
Горбачев стал генеральным секретарем Центрального комитета КПСС (и, значит, фактическим руководителем страны) 11 марта 1985 года и ко времени катастрофы на Чернобыльской АЭС возглавлял страну чуть более года. За этот короткий срок он успел восстановить против себя едва ли не все мужское население страны, затеяв в мае 1985 года антиалкогольную кампанию. Были резко сокращены производство водки и ее продажа, цены выросли, уменьшилось число ликерно-водочных магазинов, урезаны часы продажи, легальный возраст покупателей вырос с 18 лет до 21 года. В ряде мест - в частности в Крыму - начали вырубать виноградники. Новый генсек решился на подобное, потому что знал: страна утопает в водке, пьянство и алкоголизм - бич. Это знали, конечно, и его предшественники, но новый генсек заметно отличался от них.
Во-первых, Горбачев был моложе, стал генсеком в 54 года. Он сменил умершего в 74 года Константина Черненко, который сменил умершего в 70 лет Юрия Андропова, который сменил умершего в 76 лет Леонида Брежнева. Во-вторых, Горбачев был достаточно хорошо - в сравнении с предшественниками - образован, закончил Московский юридический институт. В-третьих, чаще большинства высокопоставленных партийных работников бывал в капиталистических странах. В 1971 году 40-летним ездил по Италии, в 72-м был в Бельгии, в 75-м - в Западной Германии, в 76-м и 77-м - во Франции, в 83-м - в Канаде, в 84-м - в Британии, где встречался с премьер-министром Маргарет Тэтчер. Бывая в странах рыночной экономики, Горбачев не мог, конечно, не видеть их преимуществ перед его страной. Однако, заняв пост генсека, он не собирался менять систему, в которую, будучи коммунистом до мозга костей, верил от "А" до "Я". Горбачев лишь намеревался улучшить её. Антиалкогольная кампания, не сомневался новый генсек, поможет это сделать. Но увлекшись заграницей, он, вероятно, забыл, в какой стране живет. Выяснилось также, что он плохо знал историю свой страны.
В странах, которые посетил Горбачев, государственные бюджеты вряд ли зависели от акцизного налога на алкоголь, а вот советский бюджет во многом был завязан на миллиардные поступления от производимых государственными (!) предприятиями спиртных напитков. Распоряжение Горбачева немедленно оставило казну без миллиардов и столь же мгновенно восстановило страну против нового генсека. Да ведь и российская история указывала, что антиалкогольные мероприятия не проходят для властей даром. Только один пример: едва Россия вступила в 1914 году в Мировую войну, как Николай II запретил продажу спиртных напитков и объявил, что запрет - не только на водку, но и на пиво и вино - останется в силе на все время войны. Война еще не закончилась, а император уже был свергнут. Эта история ничему не научила Горбачева. 
Ничем примечательным, кроме антиалкогольной кампании, первый год правления Горбачева отмечен не был. Никакой гласности. Никакой перестройки. А вскоре после того, как генсек отметил год пребывания во власти, случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС.
Итак, катастрофа произошла 26 апреля 1986 года. Но только 14 мая - то есть на 19-й (!) день после катастрофы - Горбачев выступил по телевидению. Он начал выступление со слов: "Нас постигла беда - авария на Чернобыльской атомной электростанции..." Не катастрофа, не трагедия, а всего лишь - авария. И это была ложь... Первая ложь... "Мы сочли наипервейшим долгом, долгом особой важности - обеспечение безопасности населения", - говорил Горбачев, сознательно "забыв" о первомайских демонстрациях, состоявшихся - на пятый день после катастрофы - в городах, которым угрожала повышенная радиация, в частности в Киеве... Горбачев не обошел вниманием (цитирую) "правящие круги США и их наиболее усердных союзников - среди них я бы особо отметил ФРГ, - усмотревших в происшествии (!) лишь очередную возможность поставить дополнительные преграды на пути развития и укрепления диалога... между Востоком и Западом, оправдать гонку ядерных вооружений..." 
И Горбачев опустился до откровенной лжи, сказав, что "американским властям понадобилось десять дней, чтобы проинформировать собственный Конгресс, и месяцы, чтобы поставить в известность мировое сообщество о том, какая трагедия произошла на АЭС "Три-Майл-айленд в 1979 году".
Факты: утечка радиации на АЭС (поблизости от Харрисбурга - столицы Пенсильвании) была замечена в 4 часа утра в среду, 28 марта... В 6 часов 56 минут утра было объявлено чрезвычайное положение... В четверг, 29 марта, в полдень, вице-губернатор Пенсильвании Уильям Скэнтон созвал пресс-конференцию. Во второй половине дня было объявлено, что 30 марта будут закрыты школы, жителям окрестных мест (в радиусе 20 миль) было предложено не выходить на улицу... В следующие несколько дней около 140 тысяч жителей покинули свои дома, но более чем половина населения района (660 тысяч) оставались в своих домах... 98 процентов покинувших вернулись в свои дома в апреле... 
На АЭС в Пенсильвании случилась, по словам Горбачева, "трагедия", а в Чернобыле - всего лишь "авария". Текст, зачитанный Горбачевым по телевидению, мог бы зачитать и Черненко, и Андропов, и Брежнев, и Хрущев. Ложь всегда была главным инструментом пропаганды. Но Горбачев столкнулся с ситуацией, незнакомой его предшественникам.
Ранее советские вожди легко скрывали от своего народа любые катастрофы в стране. Будь то природные, - землетрясения и наводнения, или дело рук человека - ядерные... Но Чернобыльскую трагедию скрыть не удалось. Ветер понес радиоактивное облако на Скандинавию, и едва ли не на второй день о гигантской радиации на территории Советского Союза начали сообщать советским гражданам вражеские радиоголоса.  
Когда Горбачев выступил 14 мая по телевидению, о взрыве на Чернобыльской АЭС уже знали миллионы советских людей, хотя мало кто представлял масштаб катастрофы. А в руководстве страны шли споры: следует ли придать гласности случившееся? Только двое - глава компартии Азербайджана Гейдар Алиев и секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев - настаивали на немедленной информации для всей страны... Горбачев? На просьбу главы компартии Украины Владимира Щербицкого отменить в Киеве парад и демонстрацию 1 мая и эвакуировать из города хотя бы детей генсек пригрозил: "Вылетишь из партии, потому что сеешь панику".
Ни о какой гласности не было и речи. Однако трагедия на Чернобыльской АЭС заставила Горбачева осознать: следует покончить с тактикой замалчивания, сокрытия, лжи - обычной тактикой советской коммунистической системы. Решение Горбачева о гласности было - в чем я не сомневаюсь - вынужденным. 
А родилась ли бы гласность, если бы не Чернобыль? Мы можем только гадать. Возможно, что - да, родилась бы, но возможно - и нет. Может быть, случилось бы что-то другое, что натолкнуло Горбачева на необходимость гласности. Может быть. Кто знает? Но нам не следует гадать, что заставило генерального секретаря ЦК КПСС призвать к гласности. 
Формальное начало проведению политики гласности положила проходившая в Москве с 28 июня по 1 июля 1988 года Всесоюзная конференция КПСС. Она приняла пять резолюций, в том числе резолюцию о гласности. К этому времени Горбачев также осознал, что советская экономика не в состоянии конкурировать с американской и, значит, Советский Союз наверняка проиграет Соединенным Штатам гонку вооружений. Осознание этого убедило Горбачева в корне пересмотреть внешнюю политику своей страны - отказаться от роли надсмотрщика в странах Восточной Европы и от конфронтации с западными странами. И да, он сыграл наиважнейшую роль в окончании холодной войны. 
"Свободный мир будет вечно благодарен ему", - написал Джеймс Бейкер в New York Times в статье "Как я хочу, чтобы мир помнил Горбачева" ("How I want the World to Remember Gorbachev"). В отличие от абсолютного большинства комментаторов и авторов некрологов, Бейкер подчеркивает: у Горбачева были партнеры, без которых он не смог бы положить конец холодной войне. Это были Рональд Рейган и Джордж Буш. 
Общеизвестно: need two to tango. Для переговоров - успешных переговоров - тоже нужны двое. Будь Горбачев один в попытке закончить холодную войну, ничего бы не получилось. Требовался партнер. Им стал Рейган. Вряд ли мы обнаружим разумного комментатора, который бы перечеркивал роль Рейгана. Но - подчеркну еще раз - большинство считает, что Горбачеву принадлежала главная роль. Но инициатива исходила от Рейгана. 
Рейгана неоднократно упрекали в первые годы его президентства в нежелании встречаться с советскими вождями. Рейган отшучивался: "Я только соберусь, а он уже умирает". В самом деле, три советских генсека скончались в первые пять лет президентства Рейгана. Но как только к власти в Кремле пришел Горбачев, журналисты принялись донимать Рейгана вопросом: "Когда встреча?" И они не упускали возможности напомнить Рейгану о позитивном отзыве Маргарет Тэтчер о Горбачеве... 
Первая встреча Рейгана и Горбачева произошла в Женеве 19 ноября 1985 года. Это было формальное ни к чему не обязывающее рукопожатие. Вторая встреча состоялась 11 и 12 октября 1986 года в Рейкьявике, и она завершилась провалом. Горбачев прибыл в столицу Исландии с намерением добиться прекращения американской программы создания противоракетной обороны с элементами космического базирования. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) - так официально была названа эта программа, о которой Рейган объявил в марте 1983 года. На просьбу - требование - Горбачева отказаться от СОИ Рейган ответил: "Нет". Оба они покидали Рейкьявик с мрачными лицами. 
Горбачев, однако, осознал: Рейган не откажется от создания СОИ. Сознавая это, он понимал: у Советского Союза нет возможности состязаться с Соединенными Штатами в космической оборонительной гонке. У СССР не было для этого ни экономической базы, ни финансовой, ни научно-технической... Саммит в Рейкьявике не мог не убедить Горбачева: пришло время закончить холодную войну и начинать жить в мире с демократическими странами. И Рейган подтолкнул его к этому.
12 июня 1987 года Рейган стоял в Западном Берлине перед Берлинской стеной, позади него были Бранденбургские ворота. "Мистер Горбачев, откройте эти ворота! Мистер Горбачев снесите эту стену!" - обратился американский президент к генсеку. 
Прошло шесть месяцев - всего лишь шесть, и 8 декабря Рейган и Горбачев подписали в Вашингтоне бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. Они также обязались не производить, не испытывать и не размещать баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней и малой дальности.
Берлинская стена - символ холодной войны - рухнула 9 ноября 1989 года. Не Горбачев снес ее. Но Горбачев осознал: коммунистической империи пришел конец. В это время президентом был Буш.
Нас не должно удивлять, что именно Джеймс Бейкер счел необходимым напомнить о роли Рональда Рейгана и Джорджа Буша в окончании холодной войны. Бейкер был заведующим канцелярией Белого дома во второй администрации Рейгана и государственным секретарем в администрации Буша-отца. Он был не только живым свидетелем, но и участником событий. Но нас не должно удивлять, что многие комментаторы считают нужным затушевывать роль Рейгана и Буша и приписывать Горбачеву главную роль в окончании холодной войны.
Большинство сегодняшних историков, журналистов, политических комментаторов - лево ориентированная публика: либералы, социалисты, прогрессисты... Они превозносят до небес деяния политиков-демократов и затушевывают по мере сил и возможностей деяния политиков-республиканцев. Примеров предостаточно. Вот только один: "забытая депрессия" ("forgotten depression") - экономический кризис, поразивший страну в 1920-21 гг. как следствие Первой мировой войны и экономической политики президента-демократа Вудро Вильсона. Кризис был "забыт" историками по одной-единственной причине: победили кризис в считанные годы президент-республиканец Уоррен Хардинг и сменивший его президент-республиканец Калвин Кулидж, и страна вступила в пору расцвета... Другой пример: экономическая политика президента-демократа Франклина Делано Рузвельта продлила экономический кризис на все 30-е годы, но историки по сей день приписывают - вопреки очевидным фактам - победу над кризисом...
Если бы партнерами Горбачева были президенты-демократы, то пальма первенства в победе в холодной войне вряд ли была бы отдана только Горбачеву. Если бы... Но его партнерами были республиканцы Рейган и Буш.  


 
 

Орлов, Алексей
№218 Oct 2022

 

Our Florida © Copyright 2024. All rights reserved  
OUR FLORIDA is the original Russian newspaper in Florida with contributing authors from Florida and other states.
It is distributing to all Russian-speaking communities in Florida since 2002.
Our largest readership is Russians in Miami and Russian communities around South Florida.
Our Florida Russian Business Directory online is the most comprehensive guide of all Russian-Speaking Businesses in Miami and around state of Florida. This is the best online source to find any Russian Connections in South Florida and entire state. Our website is informative and entertaining. It has a lot of materials that is in great interest to the entire Florida Russian-speaking community. If you like to grow your Russian Florida customer base you are welcome to place your Advertising in our great Florida Russian Magazine in print and online.