|
"Only the beginning. Only just the start..." - Chicago lyrics
(Группа Leonid & Friends)
Что подтолкнуло меня, дорогие читатели, написать о музыке? Вы знакомы с массой моих статей и публикаций и на английском, и на русском, моя книга уже переиздана дважды. Как видите, даже в книге я редко пишу о моей жизни в шоу-бизнесе, гастролях, концертах для разных известных артистов, оркестров и групп. Даже на телевидении или радиоинтервью не люблю об этом говорить по причине того, что обычно вопросы мгновенно переходят на персону того или иного артиста. В поисках сенсации и чего-то новенького, скандального. Мой принцип таков - неэтично и неправильно рассказывать о внутренних отношениях или трениях с артистами, давшими мне возможность быть прилично вознаграждённым за мою работу с ними. Я был удачлив и успешен в шоу-бизнесе. Я отказался от "зарплаты" дать интервью, например, о Michael Jackson, мир праху его. Ищите кого-нибудь другого. Того же принципа придерживается и Аэлита, моя супруга, которая имела возможность работать с великими, как Stan Getz, Dizzy Gillespie, Lionel Hampton, Sarah Vaughan и другими. Мы выросли в Риге. Я с детства рос под звуки западной музыки, ведь пластинки сохранились у наших живших до войны при капитализме родителей и родных. Мечта об Америке шла плечом к плечу с западной музыкой. От фирменной одежды и джазовых передач "Голоса Америки" с Виллисом Коновером до "пластов-гигантов", переписывание дисков, обсуждений с друзьями новых групп и песен. Мы шли в ногу - ну, с отставанием в пару месяцев - с английским журналом Melody Makers. Попав в Америку, Аэлита имела уже готовый репертуар американской музыки. А я поражал американцев знанием их музыки, "золотых стандартов" рок-н-рола, ну и, конечно, английского рока. Шли годы, и я поставленную задачу быть в этом удивительном музыкальном бизнесе выполнил. Напишу лишь о нескольких прекрасных моментах из моей продюсерской истории, имеющих отношение как раз к статье, которую вы будете читать ниже. Бывал на концертах знаменитой группы Chicago много раз. Был частью удивительного и единственного проекта в Торонто, кажется, в 1986 году, когда удалось устроить концерт на одной сцене великих групп - Tower of Power, Blood Sweat & Tears. Конечно, в разных отделениях. Вместе с партнёром Tae Won Entertainment сделали концерты супергруппы Earth Wind & Fire в Сеуле. А заодно и тур этой невероятной группы по военным базам. Так что я много "собак съел" в этом бизнесе. И с аппетитом! Карьера Аэлиты продолжается, она также преуспела в шоу-бизнесе. Два мировых тура, долгое время имела свой big band, концертировала с симфоническим оркестром. Девять дисков и неумолимое стремление быть на сцене. Ваш покорный слуга оставил всё довольно давно по причине того, что изменился музыкальный мир. Контракт в сотню листов стал важнее слова и рукопожатия. А главное - в корне изменился музыкальный мир. Лучшее из созданного от песен до исполнителей осталось в совсем недалёком прошлом. С Россией практически не имел бизнеса. Лишь пару раз с классическими исполнителями и симфоническим оркестром. Аэлита пела в Москве в Колонном зале дома Союзов. Российский поп и рок-музыку (пишу с полным уважением) я не понимаю и не признаю как "натуральный продукт". Скорее - пародию на эти жанры. Поэтому когда мой друг, прекрасный музыкант, позвонил мне (довольно давно) и сообщил, что я обязан послушать группу Leonid & Friends, я, услышав название, ответил, что дай бог им здоровья, но я русских групп не слушаю. В ответ он мне напористо сообщил: русского в музыке у них нет ничего, ты такого мастерства НИКОГДА не слышал. Они лучше самого Chicago! После этого я выбил в интернете, даже не помню сегодня какой, их студийный Chicago-клип, начал слушать... и с первых секунд ОШАЛЕЛ! Музыка музыкой! Но что меня действительно поразило - это атмосфера записи этих клипов. Счастливые лица музыкантов! Внимательно наблюдая за работой классических скрипачей и виолончелистов, могу с уверенностью сказать, что нечасто, если вообще такое было, они имели возможность осознать, что, кроме заезженной повседневной классики, есть другое! Не менее по-своему прекрасное, интересное и также требовательное в мастерстве исполнения. С этого мгновения было видно, что успех будет. Когда музыкант и наслаждение исполняемой музыки одно целое (что очень редко) - успех гарантирован. Начну по порядку - эта группа заслуживает предельного внимания. Читатель моего трактата! Любитель музыки обязан знать вот эти важные детали этого обзора. Тогда вам будет легко в будущем, когда мы вместе нырнём в глубокий океан золотой музыки того времени, где сегодня по волнам несётся вперёд яхта с надписью на блестящем борту: Leonid and Friends. *Cover band / кавер-группа - это группа музыкантов, которая играет песни, записанные кем-то другим, иногда максимально точно имитируя оригинал, а иногда переосмысливая или изменяя его. *Tribute band / трибьют-группа - это группа, в чьем репертуаре только песни определенного исполнителя или группы. Трибьют-группы обычно состоят из профессиональных музыкантов, страстно увлеченных артистом или группой, которым они отдают дань уважения. Воспроизводят произведения максимально близко к эталону оригинального исполнения. (Это официальные объяснения, важно знать разницу). Поэтому как факт Leonid and Friends - бесcпорно, tribute band. Всё, что я пишу здесь, я почерпнул не на сайте группы. Это были мои догадки сразу после первого просмотра их видеоклипа. О музыкантах, концерте, а главное o руководителе - позже. Влюбиться в группу Chicago, я уверен, был естественный шаг. Поскольку, как раз Chicago имеет в своих композициях удивительную комбинацию Rock, R&B, Jazz & Funk, всё мощно соединено между духовыми, вокальной группой и ритмом. Переплетено со всеми возможными "сложностями"! На гитару не сделан основной упор, как в регулярных рок-группах. В конце 1960-х в Америке появилось вот как раз это новое течение сложного рока, если так можно назвать. Наверное, есть ещё пару групп, которые будут по вкусу и должны войти в музыкальное "меню" Leonid and Friends, подумал я. Смотрю и вижу как раз то, что я сразу после первого прослушивания предвидел. Не потому, что я умный, а потому, что знаю, что не могут музыканты космического калибра остановиться лишь на песнях Chicago! Вот вам список выдающихся групп, музыке которых Leonid and Friends отдали предпочтение в своём потрясающем каталоге. Chicago -Rock, Jazzy, Pop, R&B, Funk. Earth, Wind & Fire - Jazzу, R&B, Soul, Funk, Disco, Pop, Latin, Afro. Tower of Power - Funk, Soul, Jazz, R&B, Smooth jazz. Blood, Sweat & Tears - Funk, Soul, Rock. Нужно осознать, что эта музыка, эти произведения в своём большинстве у всех выше отмеченных групп - чрезвычайно сложные. С полным уважением ко всем моим любимым и нелюбимым группам, включая гигантов, как Beatles, - песни могут вам нравиться или нет, но и самые наилучшие - просты. Как по оркестровке, так и в том, что не нуждаются в высочайшем мастерстве исполнения. Это факты, несмотря на то что многие эти обыкновенные рок-композиции стали золотыми или платиновыми. Вот мы и подошли к важнейшему моменту. Я лично сразу понял, что это не игра по слуху, копируя и заучивая. Leonid and Friends с первых нот дали серьёзным слушателям понять: мы образованные и профессиональные музыканты, и "копировка" не для нас. Я абсолютно уверен, что каждый из музыкантов индивидуально способен солировать и импровизировать на высочайшем уровне. Тут непреодолимая пропасть между копировщиками гаражного типа и молодняка с минимальным музыкальным образованием и теми, кого я услышал. Я не осуждаю других, наоборот - приветствую всех, кто играет, слушает, повторяет, копирует - создаёт музыку для нас и окружающего мира! Но разница между профессионалом и любителем никогда не исчезнет. Во всех отраслях, от музыки и спорта до "кто и как косит траву". Я предполагал, что музыкальные библиотеки или нотные магазины, кроме партий для фортепиано популярных песен этих групп, о которых я пишу, никаких полных оркестровок не имеют. А чтобы так - именно ТАК - сыграть, надо все линии, ноты, паузы, остановки, вступления, вздохи и ахи расписать. Одни линии труб чего стоят, а от мысли об ударных меня даже в дрожь бросает, стоит лишь подумать об этом. Причём солисты играют один к одному с оригиналом. К примеру, композиция Chicago, инструментально-вокальная, "Street Player" (кстати, одна из моих самых любимых). В этой вещи участвует, хоть и через океан, легендарный трубач Arturo Sandoval! Зная Артуро, уверен, что он согласился на соло лишь по причине высочайшего уровня музыкантов в Leonid and Friends. Так вот, я видел звуковую графику гитарного соло в песне. Стало понятно, что совпадение с оригиналом выше 90 %! Это же невероятно! Говорит о том, что гитарист Сергей Каширин бесподобный, ну и общий звук всех других инструментов и голосов также один к одному! Вокалист Сергей Тягнирядно потрясает своим голосом. Вот это и есть идеальный и единственно, но не для всех, возможный, сложнейший вариант для tribute band. Для вокалистов, у кого английский не родной язык, я знаю из опыта, это сложный и порой мучительный процесс работы над фразами и отдельными словами. Любой американец прошёл через это с желанием петь, как "оригинал". Да и духовики, чтобы получить "тот" оригинальный звук, сколько раз репетировали? Ну и, конечно, "миллионы" репетиций по секциям и всей группы. Да, друзья мои, даю вам честное слово, у нас в Америке уже таких "работоспособных" музыкантов не осталось. Один из хороших ударников во Флориде, который в восторге от Leonid and Friends, спросил у меня: "Oни бесспорно, может, и лучше Оригиналов, но у них есть свой материал, который они сами пишут, исполняют?" Я ответил, что определённо есть, и, конечно, вероятно, в России исполняют. Но будучи в США и как бы уверенно с огромным отрывом заняв первое место в "чемпионате tribute bands" (если бы таковой существовал), завоевав уважение и высшую похвалу от оригинальных исполнителей, - на кой нужно ещё что-то? Америка - страна людей, понимающих эту музыку, и их восторгов хватит ещё лет на тридцать. И гастроли по миру за углом! Поэтому - быть лучшими в чём-то или одними из многих? Как ты думаешь? Он и ответить мне не смог. Мои 50 лет в Америке и то, что я был небольшим винтиком в этой самой огромной музыкальной "шкатулке" в мире, даёт мне право писать, как я вижу и думаю. Выдающийся трубач нашего времени Chet Baker на вопрос журналиста, почему он не пишет своей музыки, ответил: "В моей голове калейдоскоп лучших композиций и мелодий, уже написанных. Не смогу написать лучше! Поэтому играю то, чем наслаждаюсь". Leonid and Friends - лучшие на этом сложном поприще, потому что смогли перенести нас в атмосферу того золотого времени и воссоздали оригинальные композиции точно и ярко. Леонид Воробьёв - основатель и движущая сила этой уникальной группы. Снимаю шляпу перед талантом, мастерством и напором. Вы добились цели. Это не просто так - полюбить и повторить. Это образование, дисциплина и дерзание. Каждый проект такого монументального типа должен иметь дирижёра, руководителя и, возможно даже, в какой-то мере "диктатора". А любовь к этой музыке? Вы будете это читать - согласны ли вы, Леонид, с тем, что я пишу? Мы оба, хоть я и постарше, росли во времена, когда вся западная музыка была, ну, мягко скажем, полулегальна. Но она запала нам в сердце на все последующие годы. Та давняя любовь к этим необычным, в основном мажорным (и, как мне казалось, солнечным) композициям осталась у вас, как я вижу и слышу, навсегда. У меня также! Гигантский труд - расписать все партии, не менее огромный труд найти маститых музыкантов. Не просто "читателей" нот. В этом проекте я вижу ваш выбор тех, кто поистине, кроме индивидуального мастерства, также по-настоящему любит эту музыку. И это сразу видно! А количество репетиций? Разные характеры? Места жительства и прочие обыкновенные жизненные сложности, которые есть у всех. Я не сомневаюсь, что вам пришлось иметь дело и с этим. Можете гордиться своей работой, "продукт" вашего труда, всей группы и индивидуально - поразителен. В наши дни, когда ещё живы некоторые музыканты этих легендарных групп, вы доказали, что можно поднять на ещё более высокий "этаж" эту музыку, чем восхищены не только миллионы ваших поклонников в интернете, но и музыканты, создавшие и исполнявшие в оригинале эти бессмертные композиции. Для меня особым открытием было... звук группы в целом! Вам удалось повторить тон и звук, передать даже "чувство" каждой исполняемой вещи. Огромнейшая деталь и очень, ну очень важная, что оркестровки Леонида Воробьёва были со студийных альбомов. Ведь группа Chicago, например, на концертах всё исполняла чуток (а иногда и не чуток) иначе, чем в студийной записи. Меня заинтриговало, почему Леонид пошёл вот этим более сложным путём, "снимая" студийную музыку? Публика ведь не замечает, да и не заметит, студийный или концертный вариант звучит со сцены. Меня беспокоил вопрос. Да, записано на прекрасной студии, колоссальный микс, всё чище чистого, ни одной - даже боюсь писать - "чуть фальшивой нотки". Уверен, что студия звукозаписи хорошая, а Леонид, как я чувствую, очень хороший инженер. Короткие любительские клипы с прошлого тура я решил не смотреть, по видео видел, что не получу точной картины, а разочаровываться боялся. Будет ли концерт Leonid and Friends той же силы и с тем же отполированным точнейшим звуком, как в студии? Это ведь шоу, движение, никаких нот. Донесут ли вот тот пронзительный и неповторимый звук Chicago, тяжёлый и низкий звук Tower of Power и afro-funk Earth, Wind & Fire до публики? И будет ли звук и динамика песен - как в студии? Ведь я имел честь работать с некоторыми из этих групп, ну а слушать живые концерты - так посчастливилось много раз. Всё поглощал адреналин зала, наслаждение видеть своих рокеров живьём, общий шум и веселье. Порядка на сцене также было мало. Всё у них было cool (кул). Перевода этого слова я не знаю, поскольку "прохладно" не подходит. Клёво? Круто? Наверно! Parker Playhouse Theater, Fort-Lauderdale Florida. 19 апреля 2023-го. Прекрасный театр. Мы с Аэлитой сразу обратили внимание, что в фойе было множество музыкантов. С кем бы из знакомых музыкальных агентов и музыкантов мы ни разговаривали, некоторые уже видели в прошлом году, а многие поклонники - "ютубовские". И все в восторге в ожидании чего-то особенного. Ну, конечно, много среди публики людей в майках Chicago и других групп. Это рьяные поклонники тех времён и той музыки! Прекрасно подготовленная сцена, с красивой подсветкой. Я сразу обратил внимание на идеальный ПОРЯДОК на сцене. Эта важная деталь дала мне понять, что будет не просто группа, а шоу-группа! Замечательная ударная установка и, что приятно, пару ребят - как я понял, принадлежащих к группе звукооператоров и работников сцены - проверили и компьютер у клавиатуры, да и просто окинули профессиональным взглядом всё ещё разок! Ну а в течение концерта эти подсобные и важные работники сцены работали как часы! А вот и гаснет свет. (Описать весь концерт, конечно, могу, на это памяти у меня хватает, но идите на официальный сайт Leonid and Friends. А я опишу, на мой взгляд, важные моменты.) Открыл вечер Роман Воробьёв, менеджер группы и сын лидера и основателя проекта. Всё, что он сказал на хорошем английском, было коротко, умно и по делу. "В наши тревожные времена музыка - это как мост, который объединяет людей". Лучше не скажешь. "Bridge over troubled water..." Я, со своей "колокольни", открыл бы вечер сильнейшим номером из Earth, Wind & Fire. Однако первым номером программы была композиция, сразу показавшая залу, что "мы можем играть все стили, все ритмы - милости просим в наш мир!" И это мгновенно создало нужную обстановку - ожидания всего следующего с нетерпением и сидения на краешках кресел. Скажу вам так - моё давление точно подскочило! Интересная позиция была у Леонида - лидера и басиста группы. Рядом с ударником и лицом ко всей группе! Как и должен руководитель. И пошли вещь за вещью. Что сказать об игре солистов, музыкантов и вокалистов? Во всех отношениях потрясающе. Я хотел бы придраться, но не смог найти к чему. Также интересно, что на сцене не было колонок мониторов - обычного явления на концертах групп. Это говорит о высоком уровне "техперсонала" группы. Мониторы в ушах требуют очень серьёзного "инженера по мониторам", беспрерывно следящего за звуком в этих деликатных "штучках". Не видел и типичных для музыкантов взглядов за сцену и немых знаков "больше или меньше" звука. Всё было на высочайшем уровне профессионализма. В этом театре открытое и удобное место для звукооператора в конце зала позволяет "донести" звук натурально, как слышат уши самого "звуковика". И его уши заслуживают наивысшей похвалы! Сразу закончу о звуке. Поздравляю вас всех - вы донесли студийный звук во время живого концерта. Невиданная редкость! Весь вложенный труд окупился на славу! Ну а о специальных моментах? Их было немало. Отсутствие ненужных разговоров или пауз между композициями - это уже редкость на сегодня! А Leonid and Friends был как прекрасно смазанная Воробьёвым сложная машина времени. Всё, что говорил его сын - благодарность спонсорам, вспомогательным организациям и необходимому местному персоналу гастролей, - было корректно и с классом. Интересна была реакция зала на его вопрос - сколько музыкантов в зале? Ответ был в аплодисментах, многие встали, свист. Ползала, мне кажется, были музыканты. Что делает успех группы ещё более весомым. Леонид играл прекрасно, на его плечах было больше, чем игра на бас-гитаре. Точно и твёрдо, без отклонений и ненужных "фокусов". Константин Ковачёв - гитарист высокого класса также без позёрства. Мастерству не нужно пижонство. А акустическая гитара в его руках была как "дома". Маленькая деталь об уровне "духовиков". В композициях перечисленных выше групп передышки и паузы, которые есть у духовиков в больших оркестрах, почти совершенно отсутствуют. Саксофону, трубе и тромбону приходится работать без "обеденных перерывов". Почти беспрерывная игра. Но поразительное умение мгновенно после паузы поднести инструмент к губам и СРАЗУ, одновременно чисто и мощно сделать первую ноту дано не многим. Удивительный саксофонист Олег Кудрявцев, оживлявший сцену постоянным движением и весёлыми трюками, в своём соло показал глубокий вкус и мастерство! Неординарный трубач Валерий Мартынов получил интересный и очень внушительный комментарий моего друга, хорошего кубинского трубача. Родриго толкнул меня локтем и сказал: "Вот он, чистейший мексиканский звук". А это у латиноамериканцев огромная и редкая похвала. Не забывая о тромбоне, Максим Лихачев удивил меня своей игрой и чистотой тона. Высший класс, бесспорно. Ударные - Игорь Джавад-Заде - высочайший уровень. Меня техникой не удивить, повидал многое. Но его работа педалями - честно скажу, такой я не видывал. Да, и ни разу нигде не пошатнулся ритм. Ни в групповых сложных оркестровках, ни в его монументальном и - честно - потрясающем во всех отношениях, удивительном и длинном соло! Клавишные. Сергей Курмаев. На его плечах, вернее - руках, лежала постоянная задача со вкусом играть, оформлять и заполнять! И несколько клавиатур - это вам не аккомпанировать на акустическом пианино. Смены звуков и прочие уже электронные "дела" - огромное напряжение! Я имею данный богом талант идеального слуха и слышу почти все партии в голове. Вот поэтому все мои восхищения - это не "просто так". То, что слышу и вижу, о том и пишу. О вокалистах даже писать трудно, так как описать уровень и чистоту голосов невозможно. Неужели я слышал гармонию на пять голосов? Вокалист Михаил Пунтов в моей давно уже любимой композиции "So Very Hard to Go" от Tower of Power поразил меня и голосом, и точнейшей интонацией. Зал замер! Лучше не спеть! Певец в лучших американских традициях, "белых" и "чёрных". В группе есть и наилучшая копия "David Clayton-Thomas" от Blood, Sweat & Tears - Василий Акимов. Даже фактура у него типичного американского рокера. "Spinning Wheel" не было в концертном репертуаре, но его голос звучал со сцены, как и на бесподобно записанном клипе этой песни. Редчайший "двойной голос"! Вокалист Данила Буранов сногсшибателен в высоких долгих нотах. Зал хлопал ему прямо во время исполнения! Вокалистка Ксения Бузина обладает прекрасным голосом, да и красавица к тому же. По-своему украшала сцену, особенно элегантностью в одежде и поведении на сцене. Как редко сегодня увидеть элегантность - у нас в штатах её сменила оголённость. Хорошо вписался в группу местный латиноамериканец, игрок на конго-барабанах. Это ведь неотделимый и необходимый звук группы Chicago. Я понял, что, по всей видимости, все музыканты - мультиинструменталисты, и, как в доказательство, прочёл это позже на сайте Leonid and Friends. Необходимо отметить особенный момент концерта, когда почти все музыканты играли на разных "латинских" ударных инструментах. И оказалось, что и в этом может быть порядок. Никто никого не переигрывал, ритм точный без столкновения с ударником. Всё, друзья мои! Как писали в моё время, "Аплодисменты, переходящие в овацию!"
"Жизнь без музыки была бы ошибкой" (Фридрих Ницше). Немногие знают, что эти слова использовал Elvis Presley в одном из его хитов "Love me Tender"...
|
|